Системный подход — основа управления деятельностью предприятий

Системный подход — это философия управления, метод выживания на рынке, метод преобразования сложного в простое, восхождения от абстрактного к конкретному.

Становление рыночных отношений в Украине требует глубокого изучения новых теоретических положений и разработке практических подходов к управлению деятельностью предприятий. Для эффективного управления предприятием необходимо использовать следующие методы: абстрактно-логический, балансовый, корреляционный, моделирование и другие. При разработке организации управления предприятием широко используют функциональный и системный подходы, позволяющие обосновать функции и структуру органов управления.

Теоретические вопросы по этой проблематике в рамках общей теории управления основательно разработаны в трудах таких зарубежных ученых: Н. Андерсона, Н. Гованни, Я. Гордона, Э. Гуммесона, Д. Джобберта, Ф. Котлера, Т. Левина, Л. Маттссо — на и многих др. Весомый вклад в исследования проблем управления деятельностью внесли такие отечественные экономисты: Г. А. Дмитренко, Г. Т. Куликов, Е. С. Сыч, В. Г. Шинкаренко, В. А. Ткаченко и др. Теоретические подходы в трудах названных ученых основываются на опыте развитых стран с сложившейся рыночной экономикой, поэтому не содержат обобщений теории маркетинговых коммуникаций в условиях трансформационного периода экономики, анализа механизма управления ими с учетом современных тенденций развития рынка.

Задача предлагаемой разведки — провести анализ состава информационных потоков, структуры и основных функций органов управления деятельностью предприятий на общегосударственном, региональном и локальном уровнях; обобщить опыт управления предприятиями и определить подходы к формированию и функционированию органов управления.

Результаты исследования позволят повысить управляемость предприятием на всех уровнях, устранить дублирование и параллелизм в работе органов управления, уменьшить численность управленческого персонала, создать четкую систему управления предприятием.

Развитие любой системы, в частности и экономической, во многом зависит от управления. Управление нуждаются как домашние хозяйства, так и экономика страны в целом. Чтобы управление было эффективным, оно должно основываться на научных подходах: системном, логическом, комплексном, глобальном, интеграционном, воспроизвести-вально-эволюционном, структурном, директивном, ситуационном.

Остановимся подробнее на системном подходе, который предусматривает соблюдение основных законов системы, а именно:

  1. Композиции, т.е. согласование совместной и частной цели.
  2. Пропорциональности, определяющий высокое качество товара на всех стадиях производственного процесса. Внутренняя пропорциональность должна сочетаться с внешней пропорциональностью, т.е. соответствующим уровнем развития элементов внешней среды.
  3. Зважання на «узкое место», где особое внимание уделяется наиболее слабом элемента системы.
  4. Онтогенеза, учитывающий последовательность стадий жизненного цикла предприятия (товара).
  5. Интеграции, которые направляют систему на высокий уровень организации и позволяющих получить синергетический эффект.
  6. Информированности, выделяющий информационное обеспечение как главное условие конкурентоспособности.

7. Устойчивости, выдвигает требования к построению системы (статическое состояние) и к ее функционирования (динамическое состояние). Необходимость обращения к системному подходу вызвана:

  1. усложнением внутренней структуры объектов управления;
  2. расширением и разветвлением связей;
  3. быстрым и непрерывным ростом объема информации;
  4. нестабильностью окружающей среды;
  5. усилением конкурентной борьбы.

Несомненным преимуществом системного подхода является направление на слабо структурированные проблемы, поиск оптимального варианта их решения. Такие проблемы возникают на уровне сложных систем.

Примером сложных экономических систем является предприятие. Это система, отличающаяся наличием многочисленных разнообразных связей, прежде всего информационных. Как и в любой системе, здесь существует эффект синергии: выпуск продукции или оказание услуги возможно только на уровне всего предприятия. В состав предприятия входит ряд подсистем (служб, подразделений), количество и размер которых зависит от его специфики. Одновременно предприятие является частью более крупной системы — отрасли, экономики региона, страны в целом.

Элементы системности содержатся во всех указанных выше научных подходах, определяя предприятие как систему или элемент глобальной системы.

Кратко сформулируем основные этапы системного управления предприятием:

1. Определение места предприятия в отрасли и регионе, миссии предприятия.

2. Постановка цели.

3. Расчленение системы на составляющие и детальное изучение каждой подсистемы.

4. Выявление факторов, влияющих на подсистемы и систему в целом, их группировка и ран-жировки.

5. Поиск отклонений существующего состояния системы от заданного.

6. Определение объективных и субъективных причин отклонений.

7. Установление основных способов, методов и средств приведения системы в заданное состояние.

8. Поиск собственных ресурсов, необходимых для решения проблемы.

9. Приобретение дополнительных ресурсов.

10. Реализация запланированных действий.

11. Контроль и анализ результатов.

В условиях внешней среды, постоянно меняется, выживание предприятия во многом зависит от оперативности действий. В связи с этим этапы 5-11 модифицируются согласно превентивного решения проблем.

Отметим, что системный подход можно применять на разных уровнях — от какой участка до всего предприятия. В каждом случае объект управления рассматривается как целостная система. Управление им тем эффективнее, чем оптимальнее подобранные элементы системы и скоординированные действия. Указанное правило необходимо помнить при выборе ресурсов.

Любая система существует лишь тогда, когда действует. Причем одного действия иногда недостаточно: система должна постоянно развиваться. Импульсом развития предприятия как экономической системы является конкуренция. М. Портер выделил пять факторов, наиболее сильнее влияют на конкуренцию в отрасли:

  • текущие конкуренты;
  • потенциальные конкуренты;
  • продавцы;
  • потребители;
  • производители товаров-заменителей. Указанные конкурентные силы следует рассматривать в комплексе, то есть необходимо:
  • оценить свои слабые и сильные стороны по сравнению с соперниками;
  • определить, какие конкретные угрозы могут возникнуть со стороны конкурентных сил;
  • выявить собственные возможности в борьбе с конкурентами.

Действие той или иной силы специфична для каждой отрасли. Однако основные меры противодействия универсальны. Проанализируем их для групп:

I. Текущих конкурентов:

1. Повысить качество продукции (услуг).

2. Снизить затраты и соответственно цену.

3. Постоянно модернизировать товар.

II. Потенциальных конкурентов:

1. Определить свою рыночную нишу.

2. Увеличение производства.

3. Объединиться с текущими конкурентами в форме синдиката, картеля т.д.

III. Продавцов:

1. Не заключать контракт только с одним поставщиком.

2. Создать условия, выгодные для поставки товара.

I V. Покупателей:

1. Дифференцировать свой товар.

2. Расширить список покупателей.

3. Установить систему скидок для постоянных покупателей.

V. Производителей товаров-заменителей:

1. Выделить в рекламных объявлениях уникальные свойства товара.

2. Провести маркетинговые исследования и определить потребительский сектор, что предпочитает вашем товара.

3. Несмотря на разнообразие предлагаемых мер, легко увидеть, что все они основаны на инновациях.

Единственным способом развития экономических систем является инновационный. Различные инновации не позволяют соперникам выявить стратегию предприятия, сохраняя и повышая его конкурентоспособность.

В условиях становления рыночной экономики постоянным и важнейшей задачей предприятия становится отслеживание экономического положения партнеров. Это требует значительных затрат, денег и времени. Возможно, более рационально разрабатывать логистич-не цепи, упорядочивают процесс движения товара.


Обратим внимание на тот факт, что каждая из посреднических звеньев потенциально может быть продавцом товара. Поэтому в случае их отделения возникает угроза конкуренции. Образование логистической цепи позволяет согласовывать действия, правильно распределить функциональные обязанности и получить дополнительный эффект.

Необходимо создать такие условия, чтобы оптовом продавцу выгодно кооперироваться с розничным. В случае кооперации оптовик экономит на хранении запасов, хотя цена реализации его товара снижается по сравнению с продажей конечному потребителю. Поступление денежных средств пролонгируется, зато их сумма увеличивается. Для установления окончательной цены розничный продавец должен учитывать собственные расходы на хранение товара и проведение маркетинговых исследований. Использование логистической цепи дает другой стратегический стоимостной анализ. Ту т определяются расходы каждого звена, которые совокупно образуют цену товара. Среди основных достоинств логистической цепи, что он позволяет снижать риск, связанный с деятельностью предприятия. Конечно, здесь не имеются в виду технологический и политический риски, но риски, обусловленные различными колебаниями рынка (изменение стратегии поставщиков и потребителей, появление новых конкурентов), оказывается существенное влияние. В решении проблемы риска первоочередное значение имеет информационное обеспечение, что снижает степень неопределенности и дает возможность обосновать то или иное решение. Содержание информации, необходимой для принятия управленческих решений, кратко отражены в таблице 2.


Предприятие, стремящееся сохранить и увеличить свою конкурентоспособность, должны быть открытыми для информации, поступающей из внешней среды, причем прежде всего для информации, имеющей стратегическое значение. Вместе с тем необходимо принимать меры к сокрытию собственной информации, важной для конкурентов. Поэтому рекламные объявления, выступления руководителей на переговорах следует обобщать, не давая импульсов для внешних интерпретаций.

Исследования показывают, что наибольший интерес сейчас вызывает информация о текущих конкурентов (33,9%) и потребителей (26,8%). Наиболее доступную информацию о данных и другие конкурентные силы приведены ниже, с указанием на источники:

  • текущие конкуренты. Открытая статистическая информация, опубликованы интервью руководителей конкурирующих предприятий, информация об инновациях.
  • потенциальные конкуренты. Аналитическая информация о диверсификации или перепрофилирования предприятий.
  • поставщики. Рекламные сообщения, открытая статистическая информация, личные контакты.
  • потребители. Результаты анкетирования, интервьюирования, наблюдений.
  • производители товаров-заменителей. Результаты исследований мнений потребителей, открытая статистическая информация о родственные предприятия.


Следует отметить, что информационное обеспечение также основывается на системном подходе. Это означает, что предприятие должно максимально использовать все информационные каналы, установив их приоритетность согласно стоимости, оперативностью, доступностью и достоверностью.

Однако для предприятия важно не просто получить оперативную, доступную и достоверную информацию, но и правильно ее интерпретировать. Подводя итоги, сформулируем основные требования к системному информационного обеспечения предприятия:

  • ориентация на достижение цели деятельности предприятия;
  • возможность использования информации всеми подразделениями предприятия;
  • преобладание качественной формы над количественным;
  • кумулятивный подход к информации.


Роль информационного обеспечения вообще не снижается, если рассматривать межотраслевой характер деятельности предприятия. Здесь тоже не обойтись без системного подхода. Например, функционирование предприятий общественного питания нельзя анализировать отдельно от кооперативных сельскохозяйственных объединений (фермерских хозяйств); строительных организаций — отдельно от заводов по производству кирпича, железобетонных конструкций и т.п.; аптек — особняком от лечебных учреждений. Названные объединения иногда принимают форму кластеров.


Задача кластеров — не просто получить информацию, а управление информационными потоками.

Относительно окончательной цели предприятия как системы. По нашему мнению, это — достижение конкурентоспособности. Указанная цель формирует ряд задач: как качественных (повышение имиджа предприятия, налаживание контактов), так и количественных (увеличение объема реализации, рост прибыли). Указанные задачи иногда противоречат задачам определенных составных структур предприятия, например, кадровой (повышение заработной платы).

Для достижения цели следует учитывать ограничения, обусловленные ресурсным потенциалом и контрмерами конкурентов. Здесь резонно вспомнить, что основная задача управления — это эффективное использование и координация всех видов ресурсов. Решение этого должно опираться на следующие положения:

  • рациональное использование имеющихся ресурсов;
  • обоснованный расчет необходимых видов ресурсов;
  • приобретение наиболее перспективных видов ресурсов;
  • определение изменчивости ресурсов;
  • приоритетность использования ресурсов в целях деятельности предприятия;
  • наличие ресурсов необходимого количества и качества в нужном месте и в нужное время.


Современные процессы глобализации мировой экономики, усилия Украины по интеграции экономики страны в мировую систему хозяйствования повлекли усиление конкуренции как на мировом, так и на внутреннем рынке Украины. Конкурентоспособность различных предприятий зависит от правильного подбора видов деятельности, установление пропорций между ними, рационального расположения компонентов, то есть от полноты и рациональности применения системного подхода.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector