Понятие о литературном произведении. Текст и внутренний мир литературного произведения.

В современном литературоведении закрепилось представление о литературном произведении как «едином, но сложном событии», включающем в себя «и его внешнюю материальную данность, и текст, и изображённый в нём мир, и автора-творца, и слушателя-читателя» (М. М. Бахтин).

Для поэтики имеет фундаментальное значение разграничение текста литературного произведения и изображённого мира. Исходя из определения М. М. Бахтина, продуктивным будет рассматривать это соотношение в связи с такими категориями, как автор и читатель.

Изображённый в литературном произведении мир, или мир героя, называется в литературоведении по-разному: «поэтическая реальность», «внутренний мир», «художественный мир».

Поэтическая реальность противопоставляется прозаической реальности (реальному миру).

Внутренний мир литературного произведения обладает своими специфическими законами, часто не совпадающими с законами объективной реальности.

Так, в романе Л. Толстого «Анна Каренина» в эпизоде скачек лошадь ломает хребет.

Этот мир также называется художественным, так как всё-таки это не реальный мир, а мир героя, этот мир «входит в кругозор героя (герой как-то ценностно реагирует на этот мир) и (или) представляет его окружение».

Литературное произведение рассматривается не только с внутренней, но и с внешней точки зрения. С одной стороны, читатель входит в мир героев, воспринимая его как определённую реальность, размышляет о нравственно-этических мотивах их поступков (поскольку, воспринимая изображённый мир, читатель относится к ним не как к героям, а как к живым людям), с другой стороны – у читателя должна быть способность, воспринимая произведение, видеть, как  «сделано» произведение, как устроен текст (под текстом же понимается упорядоченный определённым образом речевой материал), на какие части он делится, какие художественные приёмы использовал автор, особенности метрики и ритмики, если речь идёт о стихотворном произведении, звуковые, лексические и синтаксические повторы. Когда мы говорим о художественном времени и художественном пространстве, о героях, событиях их жизни, мы говорим об изображённом мире, или мире героя. Когда мы говорим об особенностях метрики и ритмики, стихотворном размере, делении на строфы, повторах, выделяемых в тексте частях, мы говорим о тексте.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector