Художественное время и художественное пространство в литературном произведении. Событие в литературном произведении.

К уровню изображённого мира относятся такие аспекты художественного целого, как художественное время и художественное пространство, событие, ситуация и коллизия, сюжет. К уровню текста –  композиция, композиционные формы речи, субъектная организация литературного произведения.

Время и пространство в художественных произведениях очень часто условное и носит характер абстрактный. Зависит от рода произведения.

Лирика – чаще абстрактный характер. Время – вечность. Пространство – нигде/повсюду.

Драма – условность времени и пространства из-за ориентации на театр. Замкнутость времени и пространства.

Эпос – свободное перемещение во времени и пространстве, благодаря фигуре повествователя.

Время и пространство во всех родах делится на: Абстрактное и Конкретное (особенно касательно пространства).

Абстрактное пространство – везде/нигде (драматургия классицизма). Не влияет на мотивы или поведение персонаже, не привязывает читателя к конкретному окружению персонажей.

Конкретное пространство – влияет на мотивы, поведение персонажей, локализует действие.

Пространство сочетается со временем прямо-пропорционально.

Конкретизация времени: «Привязка» к историческим событиям/ Цикличность (смена дня и ночи, времён года и т.д. со своим значением, нередко индивидуализированным для персонажа).

Пространство и время – в худ. произведениях не в «чистом» виде, характеризуются насыщенностью, заполненностью времени и пространства.

Насыщенность характеризует стиль произведения, писателя, направления (у Гоголя пространство, как правило, заполнено вещами, а у Лермонтова – наоборот, присутствует только самое необходимое для выражения сущностей героев).

Интенсивность художественного времени выражается в его насыщенности событиями.

Насыщенность худ. пространства и интенсивность времени соотносятся обратно-пропорционально.

Изображенное время (реальное — сюжетное) и Время изображения (художественное) редко совпадают, особенно в эпосе.

В большинстве случаев художественное время короче реального (закон «поэтической экономии»).

Субъективное время – переживания и мысли героя (быстрее речевого потока).

Хроникально-бытовой тип времени – воспроизводит действия, повторяющиеся циклично действия, не влияющие на характер героя, не продвигающие сюжет (Imperfekt – прошедшее незаконченное).

Фабульное время – отражает изменения в характере героя, продвигает сюжет от завязки к развязке (Perfekt – прошедшее законченное).

Соотношение данных времён определяет темповую организацию художественного времени.

Завершённость и Незавершённость художественного времени.

Завершённое (замкнутое) время имеет абсолютное начало и абсолютный конец.

2 Концепции времени: Циклическая и Линейная. Далее появилась Линейно-финалистическая концепция времени (жизнь с христианской точки зрения). + Естественнонаучная (Теория относительности Эйнштейна, используется часто в научной фантастике).

образно-семантические оппозиции (основные характеристики времени и пространства).

типы худ времени:

быстрое — медленное

остановившееся — движущееся

мгновенное — вечное

сплошное — дискретное

однократный процесс — многократность

Формы времени — сложноорганизованные комбинации, совокупность разных типов времени:

Линейное (не предполагающее периодически повторяющегося движения. для него характерна катастрофичность сознания) — Циклическое (более раннее, существовало в эпоху синкретизма. нет абсолютного конца)

типы худ пространства

маленький — большой

замкнутый — открытый

двухмерность – трехмерность

право — лево

Формы пространства

вертикаль (образ лестницы, древа) — горизонталь (река, море, дорога, где человек — скиталец. позднейшее представление)

пересечение горизонтали и диагонали дает крестообразную форму пространства (образ мельницы, например)

Событие – пересечение героем границы семантического поля и сопутствующая смена системы ценностей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector