Понятие типа (модуса) художественности. Характеристика основных типов (модусов) художественности.

Модус – образ, способ или вид существования художественного произведения.

Основные типы модусов: Героика, Трагизм, Сатира (серьёзное отношение к миропорядку); Комизм, Юмор, Идиллический, Элегический, Драматизм и Ирония.

Самоопределение человека (внутренняя граница).

Роль человека – судьба (внешняя граница).

Героика (полубог) – совпадение внутренней и внешней границы. Стремление героя к ролевой границе, стоящей выше его собственной самобытности.

Сатира (смесь) – неполнота личностного присутствия «я» в миропорядке. Несовпадение личности со своей ролью, когда внутренняя данность жизни оказывается уже внешней заданности. Дегероизация + активная авторская позиция осмеяния. Несовпадение имени личности с её «я», самозванство – стержень сатирической ситуации. Сатирическому «я» присуща самовлюблённость, неотделимая от его катастрофической неуверенности в себе. Сатира не всегда вызывает смех, решающее здесь – «отказ самосознания от своего достоинства, своей значимости, своего мнения о себе…» — именно в акте самоотрицания сатирическая личность становится сама собой.

Трагизм (козлиная песнь) – диаметрально противоположный модус Сатиры. Трагедия – избыточная свобода «я» внутри себя относительно своей роли в миропорядке (судьбы), (по Гегелю). Когда внутренняя граница (личностного самоопределения) оказывается шире ролевой (внешней?), это ведёт к преступлению. Трагический герой действует не по внешним предписаниям, а по внутренним, поскольку он шире отведённого ему места в мире. Отсюда внутренняя раздвоенность. Гибель трагического героя – закономерность – восстановление распавшейся целостности путём: либо отказа от мира (уход из жизни), либо отказа от себя (подчинение личности отведённому ей месту в мире). Самоотрицание – способ самоутверждения. Вопрошание о себе – один из характернейших трагических мотивов. Главное отличие Трагизма от Драматизма – в Трагическом модусе свободная воля героя создаёт губительную, роковую неотвратимость, приводящую в трагическим последствиям (не всегда к смерти). Действия героя приводят к трагическому результату. А там, где нет свободной воли героя – Драматизм.

Комизм (процессия ряженых) – несовместимость комической личности с нормами миропорядка (шут, плут, чудак, дурак). Ролевая граница в отличии от предыдущих модусов не совпадает с судьбой героя, а представляет собой маску, которую легко сменить. Сарказм, юмор.

Идиллика (картинка) – совмещение внутренних границ «я» с его внеролевыми, событийными границами. Идиллическая цельность персонажа представляет собой нераздельность его я-для-себя и я-для-других. Когда персонаж – человек прикосновенный всею личностью к жизни, как своей событийной границе. Соответствие личности её окружению (невыхождение за границы общественного). Хронотоп замкнутый (дом, дол…). Гармония.

Элегический модус (жалобная песня) – Элегическое переживание есть чувство живой грусти об исчезнувшем.

Драматизм (действие) – противоречие между внутренней свободой самоопределений и внешней несвободой самопроявлений. Неполнота самореализации. Внутреннее «я» гораздо шире внешней данности. Хронотоп представляет собой образы порога и пути. Пути самореализации «я» в мире других личностей.

Ирония (притворство) – диаметрально противоположна идиллии. Основана на полном несоответствии я-для-себя и я-для-мира.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector