Композиция в литературоведении

Композиция в литературоведении — взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Структура, план выражения литературного произведения.

В зависимости от того, о каком уровне худ. формы идёт речь, различают аспекты композиции. Предметная (предметный мир произведения) и текстуальная (построение текста) композиция.

Связи событий в сюжете (причинно-следственные и хронологические) и последовательность рассказа об этих событиях, их сценического представления (в драме) суть разные аспекты композиции.

Композиционные формы речи:

Повествование –  сообщение о событиях.

Описание –  воспроизведение предметов в статике.

Характеристика – образ-рассуждение (цель – объяснить характер персонажа/явления).

Диспозиция – прямая линия событий, хронология.

Композиция – кривая линия повествования о событиях.

1) Повтор

А) Виды повторов:

1. Лингвистический уровень литературного произведения: Фонетические, Морфологические, Синтаксические

2. Предметно-образный уровень литературного произведения:

3. Персонажный уровень литературного произведения.

4. Сюжетно-композиционный уровень литературного произведения.

Б) Подвиды повтора:

1. Буквальный повтор.

2. Вариативный повтор.

2) Мотив

3) Детализация изображаемого, суммирующее обозначение. Умолчание

4) Субъективная организация: «Точка зрения»

5) Сопоставление и противопоставление (пространственная организация, персонажи, характеры).

6) Монтаж

7) Временная организация текста (сюжет – система событий, действие произведения).

Предметная композиция: Пространственная или Временная(?…)

Описание –

Повествование –

Пространственный принцип композиции в эпосе и драме проявляется как соотношение персонажей как характеров (противопоставление). Расстановка персонажей как характеров отлична от расположения образов персонажей.

Расстановка персонажей – важнейший пространственный принцип организации предметного мира.

Монтажная композиция: суть монтажа в прерывности (дискретности) изображения, разбивке повествования на множество мелких эпизодов, в создании некого литературного калейдоскопа.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector