Субъектно-объектная организация эпического, лирического и драматического произведения.

Лирическое произведение – произведение, в котором весь текст принадлежит одному субъекту речи. Весь текст лирического произведения организуется субъектом сознания с обязательной прямо-оценочной точкой зрения. Такова схема содержательно-субъектной организации лирического произведения. Разновидности субъектов сознания в лирическом произведении.

Различаются субъекты сознания в лирическом произведении  «в зависимости от того, насколько заметны они в тексте и насколько обращают на себя внимание при непосредственном восприятии. Степень заметности субъекта сознания определяется тем, с каким объектом он связан прямо-оценочной точкой зрения».

Существуют две разновидности субъектов сознания в лирическом произведении: лирический герой и лирический субъект.

Лирический герой (лирическое «я») – субъект сознания, открыто организующий текст и заметный при непосредственном восприятии. Лирический герой говорит о себе «я». Лирический герой является и субъектом сознания и объектом сознания. Дистанция между субъектом сознания и объектом сознания минимальна.

Пример. В стихотворении А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» субъектом сознания будет лирический герой, так как он говорит о себе «я» и является не только субъектом сознания, но и объектом сознания (объектом переживания становятся  этапы его собственной биографии).

Лирический субъект – субъект сознания, растворённый в тексте и не заметный при непосредственном восприятии. Лирический субъект никогда не может сказать о себе «я». Субъект сознания и объект сознания разделены. Между ними есть определённая дистанция.

Пример. В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Парус» субъектом сознания является лирический субъект, он не говорит о себе «я», объектом лирического   переживания становится не он сам, не этапы его собственной биографии, а другой объект бытия («парус»).

Субъектно-объектная организация эпического произведения.

В эпическом произведении текст «распределён между первичным субъектом речи и вторичными субъектами речи. Большая часть текста принадлежит первичному субъекту речи (повествовательный текст). Остальная часть текста принадлежит вторичным субъектам речи (прямая речь героев). Такова формально-субъектная организация эпического произведения. Повествовательный текст принадлежит субъекту сознания с обязательной пространственной и временной точками зрения. Прямая речь героев принадлежит субъектам сознания с обязательной фразеологической точкой зрения. Такова схема содержательно-субъектной организации эпического произведения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector