Метрическая, силлабическая, тоническая системы стихосложения.

Метрическое стихосложение – тип стихосложения, в котором основной ритмообразующей характеристикой является различение в слогах долгих и кратких гласных. Метрический тип стихосложения продуктивен для языков, в которых в системе гласных фонем существует оппозиция долгих и кратких гласных (древнегреческий, латинский, арабский). За единицу длительности звучания в античном метрическом стихосложении принимается мора (длительность краткого слога). Долгий слог по длительности равен двум кратким. Основная ритмообразующая единица в античном метрическом стихосложении – стопа (как закономерно повторяющееся чередование долгих и кратких гласных).  Причём долгий слог в стопе может быть заменён двумя краткими, а два кратких – одним долгим.

Силлабическое стихосложение – тип стихосложения, в котором основной ритмообразующей единицей является равное количество слогов в стихе на протяжении всего стихотворения. В силлабическом стихосложении нет метра. Силлабическое стихосложение продуктивно для языков с фиксированным ударением (французский, польский, к силлабике тяготеет итальянская и испанская поэзия).

Основной ритмически значимой единицей является целый стих. Для силлабического стиха обязательны: цезура – обязательное сечение стиха на два равные полустишия, выполняюшее роль паузы (без цезуры чтение довольно протяжённых силлабических стихов на одном дыхании было бы затруднительным) и парная рифмовка. По реконструкциям учёных, древнеиндоевропейский стих был силлабическим.

Основные размеры силлабического стихосложения (по количеству слогов в стихе): 8-сложник с цезурой после четвёртого слого (4+4), 11-сложник с цезурой после пятого слога (5+6) и 13-сложник с цезурой после седьмого слога (7+6).

Тоническое стихосложение – тип стихосложения, в котором основным ритмообразующим признаком является изотонизм (равное количество ударных слогов в стихах на протяжении всего стихотворения, в то время как число безударных между ударными может варьироваться). Тоническое стихосложение продуктивно для языков с нефиксированным (подвижным) ударением, которое выполняет смыслоразличительную функцию (мука – мука): для русского, английского, немецкого, чешского языков. Основная единица тонического стиха – слово.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector