Сборники в художественной системе Гоголя

Родился: Великие Сорочинцы Миргородского уезда 1809г.

1829г. Ганс Кюхельгартен (первое произведение, поэма) Петербург – сожжена.

1842г. «Собрание сочинений» (Вечера на хуторе близ Диканьки, Миргород, Петербуржские повести – нос, портрет, шинель и т.д. Ревизор, Женитьба и т.д.)

1829г. – начало работы над «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Рудый Панько (пасечник) – рассказчик, издатель.

Дьяк Фома Григорьевич – рассказчик.

Степан Иванович Курочка – рассказчик.

2 части (по 4 повести: Сорочинская ярмарка, Ночь на Ивана Купала, Майская ночь или Утопленница), предисловие.

Весенние святки, Летний солнцеворот, Зимние святки: календарный цикл.

Мифологическое моделирование мира (нереальные ситуации).

Любовные сюжеты повестей.

«Ночь перед Рождеством» (Вакула и Оксана) – канун Рождества (зимних святок).

Фольклорный сюжет – предсвадебное испытание (достать черивички для Оксаны).

Религиозный сюжет – Вакула – моляр (нарисовал картину Страшного Суда в церкви) – причина вредительства черта именно Вакуле.

«Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка».

Шпонька (запонка) – главный герой («вечный дытина»)

Василиса Кашпоровна – тётушка.

Марья – невеста.

Свадебный сюжет.

Биографические элементы – рождение, учёба, пехотный полк, возвращение домой, управление хутором, женитьба. «Иван да Марья». Любил чистить пуговицы форменного сюртука.

Сон героя (страшный сон) – везде жёны (в сюртуке, в шляпе, в разговорах…).

1835г. «Миргород».

1834г. Гоголь получает преподавательскую должность (история).

Эпиграфы:

1)      Из географии Зябловского. Сочетание претензии и незначимости территории.

2)      Из записок одного путешественника. «Хотя в Миргороде пекутся бублики из чёрного хлеба, но необыкновенно, довольно вкусны!».

«Стросветские помещики» (идиллия).

Замкнутый хронотоп (характерно для идиллии). Тема круга (обрисовываются границы). Центром является дом двух героев. Фольклорные законы сужения образов (от широты к узости описания).

Время – циклично. Концентрируется в момент природной кульминации (цветение черёмухи и вишнёвых деревьев и слив – весна).

Культ еды – как цикл приёма пищи.

Описание дома главных героев:

В каждой комнате треть комнаты занимает печь (тема домашнего тепла).

Поющие двери. Дверь, ведущая в сени, поёт «Батюшки, я зябну» — размыкает границу хронотопа, мотив холода.

Кофе, Коржиков с салом, чарка водки и грибки, обед (в горшочках), арбуз, Вареники с ягодами, перед ужином, ужин, вечером.

Образы Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны. Их история соотнесена с античным миром. Просили смерти в один день. Миф о благочестивых супругах.

Разрушение идиллического мира – бегство серенькой кошечки Пульхерии. Убегает за границу идиллического мира, разрушая этот мир. Умирают с разницей в 5 лет.

Миргород описывает разрушение старого мира. Мотив разрушения семьи.

«Тарас Бульба»

«Каждая нация в своём развитии выходит только один раз на мировую арену» — считал Гоголь.

Запорожская сечь – кульминация малороссокой нации (средневековье). 15 век – рассвет и упадок украинского казачества.

История одной семьи (Тарас и его сыновья: Остап и Андрий).

Противодействие Украины и Польши. Разные ветви христианства.

Казацкая вольность – Польская культура (оппозиция).

Тарас и Андрий. Андрий переходит на сторону поляков (Ты моё отечество – любовь превыше всего для Андрия). Тарас убил сына, не простив предательства.

Тарас и Остап. Тарас обнаружил себя в опасности ради сына.

Героическая смерть Тараса.

Мотив разрушения мира.

«Вий»

«Подземный дух – хозяин гномов», от «веко», от «властитель преисподней».

Герои:

Ритор Тиберий (римский император) Горобец (воробей).

Богослов Халява (разверстый рот).

Философ Хома (Фома-неверующий) Брут (политический деятель древнего Рима I века).

Сюжет – испытание веры. Мотив отхода от намеченного пути. Утрата дороги. Герои оказываются в руках ведьмы. Мотив сговора с нечистой силой. Дача клятвы и её нарушение (кража сухого карася).

Главы Киевских церквей в глазах панночки (ведьмы).

Испытание героя – 3 ночи отпевания ведьмы.

Испытание не проходит. «Побоялся – потому и не выжил».

Мотив разрушения веры.

«Два Ивана»

Мотив разрушения дружбы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector