Суть стратегического планирования

Планирование — это набор действий, предприни­маемых для максимального достижения предприятием, организацией своих целей. Эти действия служат для снижения, и, по возможности, ликвидации негативного влияния неблагоприятных тенденций.

Обычно планирование включает постановку стратегических и тактических целей и определение этапов их достижения, составление программы действий и кон­центрацию необходимых средств для достижения по­ставленных целей.

Суть стратегического планирования заключается в вы­работке специфической стратегии, направленной на до­стижение целей предприятия. Стратегия применительно к менеджменту означает всесторонний комплексный план, обеспечивающий оптимальное достижение целей органи­зации. Стратегическое планирование реализуется через составление бизнес-планов на ряд лет.

Стратегическое планирование предполагает четыре основных вида управленческой деятельности: распре­деление ресурсов; адаптацию к внешней среде; внут­реннюю координацию; организационное стратегическое предвидение.

Распределение ресурсов предприятия тор­говли предусматривает наиболее рациональное использо­вание торгового оборудования, торговых площадей, опти­мальное маневрирование товарными ресурсами, форми­рование запасов, ускорение оборачиваемости оборотных средств, минимизацию издержек обращения, оптималь­ную расстановку кадров.

Адаптацию к внешней среде следует пони­мать как действия, которые улучшают отношения организации с ее окружением. Для торговой организации — это ее отношения с поставщика­ми и покупателями, ее реакция на спрос, научно-техни­ческие, культурные изменения и т. д.

Внутренняя координация предполагает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон предприятия с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций на предприятии является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

Стратегический план  организа­ции должен разрабатываться с учетом перспективы. При­менительно к организации оптовой торговли это означает, прежде всего, предвидение спроса и накопление товарных ресур­сов, необходимых для его удовлетворения. Разумеется, предвидение — не только интуиция менеджера, но и науч­ное прогнозирование, основанное на исследовании и ана­лизе фактических материалов.

Стратегическое планирование предполагает опреде­ление миссии и целей организации.

Миссия организации — это четко выраженная причина ее существования.

Формулировка миссии основывается на следующем:

1.      Определение предмета деятельности организации, т. е. оптовая торговля продовольственными товарами; основные рынки сбыта и технологии.

2.      Отношения между организацией и окружающей средой.

3.      Культура организации, т. е. внутренний режим ее работы и кадры организации.

Определяя миссию организации, важно понимать, что получение прибыли — это внутренняя проблема фирмы, а миссия связана с удовлетворением потребности, находя­щейся вне фирмы. В общем виде миссию оптовой фирмы можно определить как предо­ставление организациям розничной торговли возможности с наименьшими затратами и с наибольшей скоростью пополнить свой ассортимент товарных запасов.

На основе общей миссии организации определяются ее цели. При этом цель должна быть конкретной и изме­римой. Она должна быть определена во времени и быть достижимой. При определении цели необходимы оценка и анализ окружающей среды и увязка потенциала организа­ции с избранной целью.

Реализация стратегии — важная составляющая плани­рования как функции управления. Прежде всего, для реа­лизации стратегии необходима тактика. Долгосрочные цели организации, отраженные в ее стратегии, должны подразделяться на этапы или краткосрочные цели, а до­стижение последних должно основываться на детально разработанном плане, на своего рода краткосрочной стратегии, которая называется тактикой. Тактика раз­рабатывается в развитие стратегии. Она рассчитана на более короткий срок, чем стратегия. Результаты страте­гии обычно становятся очевидными через несколько лет, а тактические результаты проявляются быстро и легко соотносятся с поставленными конкретными целями. И, на­конец, если стратегия обычно определяется высшими эшелонами власти, то тактика вырабатывается часто на уровне руководства среднего звена управления.

Для увязки долгосрочных (стратегических) и тактических планов необходима выработка политики фирмы, кото­рая представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, облегчающее достижение целей.

Политика предполагает разработку и соблюдение пра­вил. Правило точно определяет порядок действий в конкретной ситуации.

Реализация стратегического плана, наряду с разработ­кой тактики, политики и правил, предполагает осуществле­ние контроля над выполнением поставленных задач. При этом контроль предполагает проверку выполнения зада­ний по объему и срокам, по всему комплексу намеченных показателей. Кроме того, контроль должен быть действен­ным, т. е. выявленные недостатки должны устраняться.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector