Планирование в фирме Торговый дом Терем

ЗАО “Торговый дом “Терем” в своей деятельности постоянно сталкивается с неопределенностями рыночной среды. Фирма не обладает достаточ­ными данными о своем настоящем и будущем, она не в состоянии предугадать все изменения, которые могут произойти во внешней среде. Планирование и является одним из способов «прояснения» внутренних и внешних условий деятельности. То есть, планирование — это инструмент преодоления неопределенности. Там, где есть планирование, неопределенность сокращается.

Фирма работает, практически, в ситуации полной неопределённости. В этом случае руководство не может быть вообще в чём-либо уверено, и действует на свой страх и риск, берёт всю ответственность на себя.

Например, коммерческий отдел постоянно отслеживает рынок продуктов питания: основные конкуренты, цены на товары, с которыми работают конкуренты. С учётом этого предприятие должно реально оценивать свои возможности. К примеру, возникают ситуации, когда конкуренты выходят  на рынок г. Кемерово с предложением о продаже  какого-либо товара по более низкой цене, чем в ЗАО «ТД Терем». Для компании  это невыгодная цена, то есть она не может  предложить этот товар по такой же цене —  не в состоянии найти других поставщиков, или не может договориться со своими поставщиками о снижении цен на данный товар. Но ЗАО «ТД Терем» продолжает  продажи данного товара, потому, что это один из основных товаров для фирмы. Затем происходит естественный отток покупателей. В результате, планируемый объём продаж и прибыль снижаются, склады затовариваются. Таким образом, отсутствие планирования приводит к грубым ошибкам в экономической деятельности. В принципе возможно было  запланировать действия, снижающие ущерб действиями внешней среды, затем контролировать эти действия. Например, компания могла бы  снизить закупки такого товара и увеличить закупки  ходовых товаров (крупы, макаронные изделия). То есть возможно было  взять ситуацию под контроль.

Важной проблемой планирования для ЗАО «ТД Терем» как для торгового предприятия является проблема планирования товарных запасов. На предприятии пополнение товарных запасов осуществляется  «на глаз», в результате чего снижается скорость оборота товаров, увеличивается излишняя загруженность складов, отвлекаются оборотные средства, необходимые для закупок более необходимого товара.

Одной из наиболее существенных причин отсутствия плановой деятельности в ЗАО “Торговый дом “Терем” явля­ется необходимость дополнительных затрат на:

—         исследования;

—         организацию подразделения планирования;

—         привлечение дополнительного персонала.

Речь идет о тех дефицитных средствах, которые могли бы быть использованы для решения других важных экономических задач. Если говорить о неденежных издержках, планирование требует еще одной важнейшей категории затрат — затрат времени — также дефи­цитного и весьма ограниченного ресурса.

Конечно же, осуществляются попытки прогнозирования ситуации, но всё это происходит на уровне интуиции. Это планирование, основанное на опы­те руководства, его «трезвом расчете», а также на совокупности ин­дивидуальных качеств, таких как инстинкт, наход­чивость, творческие способности, особое чутье и т.п. Каждая рыночная ситуация является сочетанием неповто­римых, уникальных обстоятельств. Здесь помощником оказывается интуитивное знание ситуации. Так, вступая в сделку с новым, не знакомым ранее партне­ром, не всегда можно получить о нем всю необходимую информацию. Однако интуиция менеджера, его жизненный опыт, понимание людей могут помочь ему верно оценить потенциального партнера и перспективы их будущих отношений.

Слабость  интуитивного планирования — это приоритет краткосрочных показателей над дол­госрочными. Психика человека устроена так, что где бы он не находился, он будет думать о проблеме, которая требует немедленного решения. Он не будет думать о проблемах, которые ещё не возникли. У ЗАО “ТД Терем” есть много неотложных задач, кото­рые оно стремится решить в максимально короткий период време­ни. Но срочное — это не всегда самое важное: пожалуй, наиболее важным является определение общего направления действий орга­низации, ее главных целей, долгосрочных задач. Поэтому управ­ляющий должен научиться предпочитать действительно важное срочному, текущему, а иногда и просто мимолетному. Руко­водители организации жалуются на недостаток времени, что не позволяет им достаточно заниматься планированием, в том числе долгосрочным планированием. Они считают, что если они будут слишком много времени уделять планированию, то не смогут эффективно руково­дить и заниматься организацией работ в своей компании. В ответ можно возразить, что планирование – одна из 4-х основных функций менеджмента, и заниматься им нужно не менее четверти совокупного рабочего времени.

К планированию необходимо привлекать все отделы фирмы, при этом они должны ориентироваться на стратегическую линию организации.

Планирование в ЗАО «Торговый дом «Терем» характеризуется инертностью. Существующие условия воспринимаются как есть. Считается, что если фирма будет  увеличивать объём продаж и пополнять ассортимент в соответствии с сегодняшними запросами рынка, то равновесие в положении фирмы будет достигнуто естественным путём, автоматически. То есть, главный принцип «Планировать минимум необходимого, чтобы не изменить естественного хода вещей». Принимаются во внимание только текущие проблемы, которые сами по себе выявляются в процессе работы. Принятие решений осуществляется на планёрках, которые проходят по понедельникам. Большую часть времени занимают собирание фактов и их первичная обработка.

Недостатками такого планирования являются следующее:

1) Неспособность приспосабливаться к изменениям. Хорошо идёт работа только в стабильных, благоприятных условиях.

2) Имеет место слабое использование творческого потенциала сотрудников фирмы, ограниечение их служебной самостоятельности.

Положительной стороной такого планирования является осторожность в планировании хозяйственной деятельности. Постепенные и осмотрительные действия обычно не приводят к катастрофическим последствиям, по крайней мере, ситуация может ухудшаться лишь постепенно. В основе неудач фирмы лежит неправильная идеология планирования.

Планирование в фирме характеризуется своей краткосрочностью — это разработка планов на один год (с целью получения кредитов). В эти планы включаются конкретные способы использования ресурсов организации, необходимые для возврата кредитов в установленные сроки Содержание краткосрочных планов детализируется по кварталам и месяцам. Следует также отметить, что такие планы состоят только из финансовой части – конкретного расчёта, как будет использован кредит.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector