Исследование городского фольклора

Исследование городской среды в соответствии с научными планами кафедры русской литературы и фольклора и фольклорной лаборатории связано с изучением: семиотики и мифологии города, детского фольклора. В рамках первого направления частная проблема связана с изучением фольклорной картины мира города Кемерова. Студентам, проходящих практику в этом населенном пункте, рекомендуется исследовать следующие темы: семиотическая матрешка в структуре города (Щегловка, Щегловск, Кемерово, Красновка); городское и деревенское пространство в структуре районов (Кировский, Рудничный, Заводской, Ленинский). Выявить принципы симметрии в семиотике города: Левый берег / Правый берег: проблема фольклорной интерпретации.  Правый берег: Кировский район в фольклорном сознании. Левый берег. Новостройка как объект мифологизации: «ручьи» и «стены» в системе строительства, мифы о новоселах (кемеровские барабашки). Мифология «мостов» в городских ритуалах. Томь и Сосновый бор: семантика мифологической границы.  Кемеровские юродивые и «дурачки» — легенды и были. Городские приметы.

Второе направление разрабатывается с учетом уяснения отдельных вопросов учебного материала, предполагается сбор и обработка жанров детского творчества, исследование его специфических особенностей. Базовыми темами являются:

  • Магия касания в детской игре;
  • Поэтика мифологического рассказа;
  • Обрядово-мифологическая основа детских гаданий и  вызваний;
  • Семантика пространства в детской игре;
  • Девичий альбом: тематика и композиция;
  • Примета в детских прогнозах;
  • Мифологические представления о счастье в детском фольклоре,
  • Детская гипнология и др.

Информантами  в рамках данного направления выступают как взрослые, так и дети. Поэтому намечается  двойной пласт изучения проблемы. Во-первых, это непосредственный  диалог с детьми с учетом возрастных (дошкольный возраст, начальная школа, среднее звено, подростковая среда, –  возможны и другие формы градации) и половых  особенностей (игры и жанры, бытующие у девочек и мальчиков). Во-вторых, фиксация воспоминаний взрослых о своем детстве, при исследовании которых важное место занимает  оценочная рефлективная характеристика информанта детского периода своей жизни. Основные вопросы, связанные со спецификой сбора и исследования данного материала разбираются в рамках фольклорного семинара.

Научная значимость работы определяется выявлением обрядово-мифологических механизмов детского мышления и коллективного творчества. Ценностные модели  детского мировосприятия, в которых адаптируются общечеловеческие архетипы, являющихся ядром мифотворчества, изучение которых составляет одну из актуальнейших проблем современной фольклористики.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector