Лексические нормы современного русского языка (2 часа)


Теоретическая часть:

1.              Проблема нормы в лексике.

2.              Стилистические возможности лексики. Функционально-стилевая и эмоционально-экспрессивная окраска лексики.

3.              Функционирование в речи синонимов, омонимов, антонимов, паронимов, многозначных слов.

4.              Использование в речи лексики ограниченной сферы распространения (диалектизмов, арготизмов, жаргонизмов и терминов), лексики пассивного состава языка (архаизмов и историзмов) и новых слов (неологизмов и окказионализмов).

5.              Роль в речи фразеологических средств языка, поговорок, пословиц, «крылатых слов» и выражений.

6.              Типичные лексико-стилистические ошибки и пути их устранения.

Литература:

1.                  Головин Б. Н. Основы культуры речи. М., 1980.

2.                Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М, 2001.

3.                  Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1977.

4.                  Русский язык и культура речи / под ред. В. И. Максимова. М.,2000.

Практическая часть. Серьезным подспорьем при выполнении практической части задания ДОЛЖНО (!) стать использование (1) Толкового словаря русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой; (2) Фразеологического словаря русского языка под ред. А.И. Молоткова; (3) Словаря синонимов русского языка под ред. А.П. Евгеньевой и т.д. Словари спрашивайте в читальном зале библиотеки.

1. Найдите ошибки, связанные с нарушением норм сочетаемости и выбором слова. Исправьте предложения: 1). Пора подвести результаты встречи: наша команда впереди. 2). Дано указание оплатить командировочные по новому тарифу. 3). На протяжении тридцати лет Афанасьев выполнял роль кладовщика и экспедитора. 4). Подавляющее количество командных встреч проходило в упорной борьбе. 5) Большая половина игры проходила у ворот команды «Заря». 6). Нельзя не сказать несколько радушных слов и о наших строителях. 7). Первая трудность произошла со стройматериалами.

2. Найдите случаи тавтологии и исправьте предложения: 1). По сведениям из осведомленных источников, намечено подписание «Соглашения о национальном согласии». 2). Раскрывая предложенную тему, мы попытаемся раскрыть концепцию занятости в новых социально-экономических условиях России. 3). В отличие от становления предпринимательства в 19 веке, отличавшегося самобытностью и народностью, предпринимательство 20 столетия являет более пеструю картину. 4). Риск пошива швейных изделий в Иванове для последующей реализации в странах СНГ оказался слишком велик. 5). Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ.

3. Объясните разницу в значении словосочетаний: опасный человек — опасливый человек, освоить прочитанное — усвоить прочитанное, осудить действия — обсудить действия, представить возможность — предоставить возможность, техническое исполнение — техничное исполнение, фактический материал — фактичный материал.

4. Найдите «расщепленные сказуемые», замените их синонимичными глаголами. Определите, изменился ли при этом смысл или стилистическая окраска высказывания. 1. Вчера я нес дежурство в школьной столовой. 2. Дважды в день производят осмотр больных. 3. В библиотеке наблюдается нехватка учебной литературы. 4. Перед выпускным вечером родители обратились с пожеланиями ученикам весело провести время.

5. Составьте собственные толкования лексических значений слов: валидность, триллер, визажист, парфюм, саммит. Есть ли у этих слов русские эквиваленты? Назовите иноязычные слова, вошедшие в современную речь, употребление которых представляется вам неоправданным.

6. Следующие слова и выражения распределите по трем группам: а) с положительной оценкой, б) с отрицательной, в) нейтральные: Отчизна, воин, вояка, военный, собрание, сборище, рука, лапа, десница, идти, прогнать, изгнать, выставить, лик, лицо, морда.

7. Укажите случаи неверного сочетания слов по стилистической окраске: 1. Многие жители слободки погибали в пьяных драках. 2. Перед мощью народа колчаковцы не устояли и скоро дали газу с нашей территории. 3. Перед нами зачинщик этого прекрасного вечера. 4. Дружище, что случилось? За несколько месяцев от тебя не поступило ни одного письма. 5. Татьяна никому не болтала о своей любви к Онегину.

8. Вместо точек вставьте одно из слов, данных в скобках. Мотивируйте свой выбор. 1. Алеша…(упрямо, упорно) добивался возможности читать книги. 2. Рабочие коллективы борются за…(экономию, экономику) электроэнергии. 3. Роман «Война и мир»…(классовое, классическое) произведение русской литературы. 4. Одна из самых…(гуманистических, гуманных) профессий на земле — учитель. 5. Бригада сэкономила за счет… (бережливого, бережного) расходования электроэнергии несколько сот тысяч рублей. 6. Последним…(предоставили, представили) слово бухгалтеру. 7. Только… (невежды, невежи) считают, что учеба заканчивается с окончанием школы.

9. Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки. 1. В эти годы наблюдается буйный рост нашей кинематографии. 2. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. 3. Он рассказал нам о своих планах на будущее. 4. К столу подошли две женщины: одна рыжеволосая, другая в сером костюме. 5. Желательно, чтобы за ребенком ухаживало одно лицо. 6. Третий результат в соревнованиях показал быстро прогрессирующий Сергеев. 7. Не удержал мяч вратарь, но добить его было некому. 8. Вот уже третью неделю команда проводит без голов. 9. Идет час за часом, скоро уж и смена к концу, и, хотя чувствуется усталость, движения владычицы электрокрана несуетливы, строго рассчитаны, точны. 10. Ведется работа в деле быстрого обновления дойного стада. 11. Всем знакомо поверие о лебединой любви: если погибнет лебедиха, лебедь истает от тоски. 12. Нужно упражнять детей в различении твердой и мягкой фактуры. 13. Хоть был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector