Морфологические нормы русского литературного языка. (2 часа)


Теоретические вопросы:

1. Понятие морфологической нормы. Причины колебания.

2. Классификация вариантов морфологических норм.

3. Своеобразие нормативности имен, глаголов и наречий.

4. Стилистика служебных частей речи.

Литература:

1.              Головин Б.Н. Основы культуры речи. М., 1980. С. 85-109.

2.              Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М., 1997.

3.              Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. – Минск, 2001.

4.              Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987. Гл. 7-11.

5.              Русский язык и культура речи под ред. Антипова А. Г. – Кемерово, 2002.

Практическая часть. При выполнении заданий ОБЯЗАТЕЛЬНО обращаться к Орфоэпическому словарю русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы, под редакцией Р.И. Аванесова, М., 2001.

1. Определите род существительных. Напишите словосочетания, подбирая к каждому слову прилагательное: боа, гороно, депо, Дели, шампунь, иваси, тюль, такси, Чили, цеце, шимпанзе, какао, меню, мозоль, кашне, МГУ, статус-кво, колибри, Капри, картофель, рояль, фамилия, бра, кофе, молодежь, кафе, туфля, какаду, пальто, шоссе, метро, пианино, фойе, бюро, пари, жюри, Сочи, Тбилиси, леди, диван-кровать, ТАСС, МИД, ВГИК, роман-газета, штаб-квартира.

2. Определите, какие из приведенных слов соответствуют морфологической норме литературного языка, а какие являются ненормированными: браслет – браслетка, клавиш – клавиша, песня – песнь, весной – весною, дверями – дверьми, туфля – туфель, рельса – рельс, пустынь – пустыня, фискал – фискала, арабеск – арабеска, парафраз – парафраза, апельсин – апельсинов, узбек – узбеков, гектар – гектаров, туфлей – туфель.

3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных: англичане, апельсины, баклажаны, буряты, вафли, гусары, калмыки, килограммы, кочерги, лезгины, мандарины, носки, полотенца, помидоры, рельсы, сапоги, свечи, томаты, туркмены, уланы, чулки, ясли.

4. Слова, данные в скобках, поставьте в нужной форме. 1. На днях состоялся вечер памяти (Жан-Батист Клеман). 2. В «Похождениях бравого солдата Швейка» ярко проявился сатирический талант (Ярослав Гашек). 3. Наше знакомство с (Чарли Чаплин) состоялось в период немого кино. 4. В произведениях (Жорж Санд) затрагиваются многие социальные проблемы. 5. В Москву приехали индийские врачи супруги (Найк).

5. Образуйте краткие формы прилагательных от приведенных ниже слов. Укажите возможные варианты: Безнравственный, бессмысленный, бесчувственный, воинственный, естественный, искусственный, медленный, свойственный, соответственный, существенный, тождественный, явственный.

6. Составьте предложения с данными словосочетаниями: Улица узкая – улица узка; мысль серьезная – мысль серьезна; малыш больной – малыш болен, потолок низкий – потолок низок.

7. Образуйте простые и сложные формы степеней сравнения от имен прилагательных: Крупный, ловкий, здоровый, хороший, горький, плохой, деловитый, широкий, мелкий, дорогой, злой, бойкий, сухой, тонкий, искусный.

8. Составьте словосочетания с числительными оба, обе со следующими словами в формах именительного и дательного падежей: Дерево, дорога, дочь, вещь, постель, ведро, бланк, директор, подпись, лицо, докладная записка, заявление.

9. Запишите предложения, раскрыв скобки и выбрав нужную форму местоимения. В каких случаях допустимо употребление обоих притяжательных местоимений? 1. Аспирант попросил своего научного руководителя прочитать (свой, его) доклад. 2. Пушкин был сослан в (свое, его) имение. 3. Согласно (своему, его) завещанию он был похоронен на деревенском кладбище. 4. Он не приукрашивает (своей, его) жизни. 5.Я был тогда вдали от (своих, его) друзей. 6. Ты отвечаешь за (свои, твои) слова. 7. У него (своя, его) дорога. 8. Я хочу представить Вас (моей, своей) супруге.

10. Образуйте форму прошедшего времени от глаголов: Глохнуть, крепнуть, мокнуть, отвергнуть, поникнуть, ослепнуть,  постигнуть.

11. Найдите ошибки, исправьте предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки. 1. Столичные шофера гудели на свадьбе. 2. Давайте сначала установим причину полноты, а затем подберем гомеопатические или другие средства лечений. 3. Не успел он из дому выйти, как в него вошел Кузнецов. 4. Могу поддержать любую беседу не потому, что я полиглотка, а потому, что умею вставить в разговор две-три фразы по теме. 5. Вы неглупая, надежная, одарена внешностью. 6. Тогда в дело вступали тренера и мастера боя, отдававшие рабам приказы подстегнуть бичами или прижечь раскаленным железом недостаточно ретивых. 7. Промокнувший до нитки мальчик наконец добежал до дома. 8. Среди приглашенных были профессоры, ученые, коммерсанты, банкиры. 9. Вслед уходящему поезду провожающие махают руками. 10. Многие ученики говорят, что новый учитель более добрее старого.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector