Синтаксические нормы современного русского литературного языка (2 часа)

Теоретическая часть

1. Понятие синтаксической нормы.

2. Функции порядка слов в предложении и синтаксические ошибки, связанные с его нарушением.

3. Нормы координации подлежащего со сказуемым.

4. Типичные ошибки, связанные с нарушением норм согласования и управления.

5. Ошибки в использовании однородных членов предложения.

6. Параллельные синтаксические конструкции.

7. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.

8. Типичные ошибки в построении сложного предложения.

9. Нормативные способы передачи чужой речи.

Литература:

1.                  Голуб И. Б. Стилистика русского языка. – М., 1997.

2.                  Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. – Минск, 2001.

3.                  Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка (любое издание)

4.                  Русский язык и культура речи, под ред. Антипова А. Г. – Кемерово, 2002.

Практическая часть:

1. Найдите и исправьте ошибки, связанные с порядком слов: 1. Не только надо относится друг к другу с добротой. Так же надо относиться и к природе. 2. Он поступил в больницу после вызова бригады скорой помощи в тяжелейшем состоянии. 3. Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию. 4. Праздничное настроение создает весеннее убранство дома. 5. Художник изобразил, как Петр I ведет войско в бой, придерживаясь манеры Сурикова. 6. Группа студентов пришла слушать факультативный курс лекций по сварке доцента Юрьева. 7. Николай Брилев в магазине «Детский мир» залез в карман к гражданину Чеснокову, где и был пойман. 8. На правлении обсуждался вопрос о подготовке к севу лошадей.

2. Объясните употребление форм сказуемого. Проследите, какие условия определяют выбор той или иной формы. 1. Большинство родителей, воспитателей детских садов, учителей и педагогов тратят огромную часть своих усилий на то, чтобы вырастить так называемого «нормального ребенка». 2. В результате неэквивалентного внешнеторгового обмена с более богатыми государствами большинство латиноамериканских стран имеет пассивный торговый баланс. 3. Большинство учреждений, которые сегодня мы воспринимаем как само собой разумеющееся, – заводы, школы, средства массовой информации, даже многие политические институты, были созданы социальными новаторами прошлого. 4. Ряд принятых уже законов в области экономики напоминает ведомственные инструкции: длинные, запутанные, двойственные. 5. Большая часть людей, имеющих влияние в городе, стоит на его стороне. 6. Большинство мальчишек укутано в самодельные маскировочные халаты из простыней, наволочек и передников. 7. Сохранился ряд воспоминаний о подвигах комиссара бригады. 8. Ряд штангистов, борцов, легкоатлетов, пловцов неоднократно занимали призовые места.

3. А. Составьте словосочетания, соединяя данные слова с помещенными в скобках существительными. Употребите полученные словосочетания в контексте. Обратите внимание на управление в синонимичных конструкциях. 1. Адресовать, предназначать, рассчитывать (директор). 2. Беспокоиться, тревожиться (дети). 3. Базироваться, опираться (факты). 4. Влиять, сказываться (рост). 5. Жажда, стремление, потребность (знания). 6. Избегать, уклоняться (работа). 7. Мешать, препятствовать, тормозить (развитие). 8. Обвинять, осуждать (неискренность). 9. Оплатить, уплатить (проезд). 10. Отзыв, рецензия (книга). 11. Отличать, различать (звуки). 12. Отметить, остановиться (достижения). 13. Предупреждать, предостерегать кого-либо (опасность). 14. Презирать, презрение (трусость). 15. Преимущество, превосходство кого-, чего-либо (оппонент). 16. Уверенность, вера (победа). 17. Свойственный, характерный, присущий (молодежь).

Б. В каком словосочетании дано правильное согласование:

три большие дома – три больших дома
две ученические тетради – две ученические тетради
четыре высокие горы – четыре высоких горы
каждые два часа – каждых два часа
целые четыре месяца – целых четыре месяца
последние два дня, проведенные… – последних два дня, проведенных…
две новые столовые – две новых столовых
два случайные прохожие – два случайных прохожих
студенческие успеваемость и дисциплина – студенческая успеваемость и дисциплина
написать интересный роман или сценарий – написать интересные роман или сценарий
молодые редиска и лук – молодая редиска и лук
в правой и левой руке – в правой и левой руках
вторая и третья группы IV курса – вторая и третья группа IV курса
в конце XV ¾ начале XVI века – в конце XV ¾ начале XVI веков

4. Определите тип нарушения в употреблении однородных членов, напишите исправленный вариант: 1. Наш сквер – любимое место отдыха жителей деревни, молодежи и детей. 2. Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса. 3. Особенную помощь и личное участие в проведении Спартакиады оказали генеральный директор и начальник отдела кадров. 5. Помощник руководителя группы обязан помогать руководителю: точно знать количество слушателей в группе, помощь руководителю группы в работе со слабоуспевающими слушателями, своевременно докладывать руководителю группы о запросах и пожеланиях слушателей. 6. Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и внедрения их в практику. 7. Была выделена специальная комиссия, которой было поручено координировать и руководить всеми работами. 8. В здании проводилась подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия.

5. Напишите как можно больше вариантов предложения Студент прочитал всю нужную литературу и написал хороший реферат, используя параллельные синтаксические конструкции (Например, 1. Редактор прочитал рукопись и написал рабочую рецензию. 2. Редактор, прочитав рукопись, написал рабочую рецензию. 3. Редактор, прочитавший рукопись, написал рабочую рецензию. 4. Редактор закончил чтение рукописи и приступил к написанию рабочей рецензии. 5. Когда редактор прочитал рукопись, он смог написать рабочую рецензию. 6. Написание рабочей рецензии редактором стало возможным после прочтения рукописи. и т.д.):

6. Исправьте ошибки в образовании, употреблении деепричастий и деепричастных оборотов, отредактируйте высказывания. I) Думаю, поступив в институт, моя мечта сбудется. 2) Деловые люди, берегя время, четко планируют свой день. 3) Испытав на себе действие водки и мучительные головные боли, это занятие пришлось Павлу не по душе. 4) Читая пьесу, перед нами проходит жизнь одного из провинциальных городов России. 5) Услышав это, у меня подкосились ноги. 6) Пиша тебе об том, жду срочного ответа. 7) Бежа изо всех сил, она споткнулась. 8) Он читает и сижа и лежа. 9) Приехав на вокзал, его никто не встретил. 10) Катаясь с горы, сломалась лыжа. 11) Читая это произведение, видна еще одна важная тема в творчестве писателя. 12) Заглянув в дом, нам представилась интересная картина. 13) Подъезжая к имению Ростовых, его внимание привлек старый дуб.

7. Укажите характер ошибки в каждом предложении, исправьте их: 1. Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя. 2. Врачи считают, что болезнь настолько серьезна, что приходится опасаться за жизнь больного. 3. На совещании обсуждались вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой продукции и нет ли возможности снизить себестоимость. 4. Некоторые из выступавших в прениях высказали предположение, что не хотел ли докладчик умалить значение своего собственного предложения. 5. На некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали. 6. Анализ собранных данных, состоящих из показаний обвиняемых и свидетелей, протоколов очных ставок, вещественных доказательств, которые были приобщены к делу как в начале следствия, так и в процессе расследования, а также актов экспертиз, проведенных специалистами, которые были приглашены следствием, показывает, что преступление, инкриминируемое всем обвиняемым, которые объединились в банду, имевшую целью крупные хищения и ограбления, представляет собой цепь преступных деяний, каждое из которых должно квалифицироваться как самостоятельное преступление.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector