Научный стиль (2 часа)


Теоретическая часть

1.                  Сфера применения и основные функции научного стиля.

2.                  Стилеобразующие черты научного стиля.

3.                  Собственно языковые признаки научного стиля: лексические и грамматические особенности.

4.                  Подстили и жанры научного стиля.

5.                  Норма в терминологии, виды терминосистем.

Литература

1.                  Культура русской речи, под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. – М, 2005 (эл. вариант есть в метод.кабинете)

2.                  Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. – Минск, 2001. (эл. вариант есть в метод.кабинете)

3.                  Русский язык и культура речи, под ред. А Г. Антипова. – Кемерово, 2002. (эл. вариант есть в метод.кабинете)

4.                  Научный стиль // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М., 2003. (в читальном зале библиотеки)

Практическая часть:

1. Отметьте в приведенном фрагменте текста лексические, морфологические и синтаксические особенности научного стиля. Подсчитайте, какой процент в этих текстах составляют термины (специальные, общенаучные) и общеупотребительные слова в терминологическом значении, нейтральные и стилистически отмеченные слова; определите соотношение глаголов и существительных, частотность прилагательных и причастий; укажите наиболее характерные словообразовательные аффиксы; обратите внимание на количество сложных и осложненных предложений. Проследите, как соединены между собой предложения в составе абзацев, абзацы в составе текста.

ДОКУМЕНТООБОРОТ – это неотъемлемая часть системы управления, соединяющая через структурные связи информационные каналы органов управления между собой, а также управляемую и управляющую подсистемы в целом. Он обеспечивает информацией процесс управления. В организационной системе документооборот осуществляется в целях производства (оказания услуг) и в целях управления.

Порядок движения документов в организации закрепляется в схемах прохождения документов, которые разрабатываются службой документационного обеспечения и утверждаются руководством организации.

При функционировании автоматизированной обработки информации в схему включаются вычислительные центры и все пункты обработки документа с помощью средств вычислительной техники.

Как правило, организация документооборота в условиях применения средств вычислительной техники обеспечивает совместимость ручной и автоматизированной обработки документов.

2. Сравните два текста на одну и ту же тему, обладающих признаками различных стилей. Текст 1

Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды-молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром…

Текст 2

Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром и прилегающей к нему местностью пронеслась сильная гроза, которая продолжалась около часа. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинен значительный ущерб собственности нескольких колхозов, исчисляемый сотнями тысяч рублей.

3. Укажите характерные особенности композиции и стиля аннотации. Напишите аннотацию к одному из параграфов (на выбор) раздела «Культура научной и профессиональной речи» учебника [Культура русской речи под ред. Л. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. – М, 2005]

АННОТАЦИЯ 1.

Салазкина Л. П. Основы делопроизводства. Требования к тексту документа: Учебное пособие, 2-е перераб. и доп. изд. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 300 с.

В учебном пособии дается описание основных этапов становления делопроизводства, графика и логика построения текста документа, составленного традиционным способом и с использованием ПЭВМ в процессе управленческой деятельности организаций сферы культуры. Освещается порядок обработки, контроля за исполнением документов, в том числе содержащих коммерческую тайну. В систематизированном виде представлены образцы документов.

Рекомендуется студентам и учащимся высших и средних учебных заведений культуры и искусств, изучающим основы делопроизводства, а также системам повышения квалификации.

АННОТАЦИЯ 2.

Клюев Е. В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция) : Учебное пособие для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 1999. – 272 с.

Исторически риторика служила ораторской, а не повседневной речи. Но именно в эту область риторику давно уже следовало пригласить. Если определять содержание риторики строго, то она есть не столько наука о красноречии, сколько наука о речевой целесообразности, или, иными словами, об осознанном «говорении» и корректном речепроизводстве. Так что с утратой риторики мы отнюдь не утратили красноречия – мы утратили фактически дар речи, что пережить уже гораздо труднее. «Говорение на языке» стало восприниматься нами как следование правилам данного языка, а не как искусство. Отсюда и возникло заблуждение, что «говорить» – это довольно простое занятие, что это может каждый. Потому-то мы и говорим обо всем, как получится, просто так, всегда, везде и всем.

В данном учебном пособии риторика имеет отношение прежде всего к обыденной речевой практике. Книга предназначена для тех, кому жаль утраты «искусства говорить» и кто хотел бы понять, каким образом сведения из области риторики можно использовать в повседневной речи – причем использовать не для того, чтобы сделать речь красивой, а для того, чтобы сделать ее осмысленной.

4. Напишите небольшой текст-рассуждение, принадлежащий научно-популярному подстилю, о значимости терминологии в научной речи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector