Объектом изучения экономики социально-культурной сферы являются

Объектом изучения экономики социально-культурной сферы являются:

  • вопросы финансирования и финансово-кредитных отношений, система тарифов, способы и нормативы распределения доходов и прибыли учреждений социально-культурной сферы;
  • проблемы управления трудом на объектах, входящих в нее отраслей, организация и оплата труда с учетом вида и характера деятельности, качества и результата услуг:
  • вопросы, связанные с разработкой структуры отраслей, основных фондов, стратегии обновления, объемов и направления использования капиталовложений, изучает внешнеэкономические связи отраслей социально-культурной сферы, анализ и внедрение передового опыта развития и финансирования аналогичных структур в зарубежных странах.

Одной из главных целей общественного производства является производство потребительных стоимостей с целью максимального удовлетворения потребностей граждан. В экономической литературе потребность определяется, с одной стороны, как необходимость или нужда в чем-либо, без чего невозможны естественная жизнедеятельность человека и его формирование как члена общества, с другой — как естественная реакция человека на раздражитель — ощущение недостатка или нежелательного избытка чего-либо.

Потребность как воспроизводственная необходимость отражает отношение человека к природным и особенно общественным условиям его существования. Потребности определяются функционированием системы (человека, общественной группы, класса, общества), причем воздействия, в результате которых формируются потребности, поступают как извне, так и изнутри системы.

Процесс формирования и видоизменения социально-культурных потребностей обусловлен рядом социально-психологических факторов, основными из которых являются:

—               демографические (в первую очередь половозрастные) особенности групп и индивидов;

национальные традиции;

—                       идеологические и религиозные воззрения;

—                       среда воспитания и обитания;

—                общий культурный и образовательный уровень;

—                достижения научно-технического прогресса.

Данные факторы по-разному и в различной степени влияют на формирование и направленность культурных потребностей различных групп людей. Объем и структура потребностей, а также способы их удовлетворения складываются исторически и в значительной степени определяются достигнутым уровнем развития человеческой культуры (в широком понимании этого слова).

В то же время человеческая культура, культурный уровень населения страны, отдельных социальных групп и конкретного индивида определяются уровнем и разнообразием их духовных потребностей.

В настоящее время немаловажную роль в этом процессе играет наличие информации. Информация о развитии общества и культуры в экономически развитых странах вызывает интерес к определенному- образу жизни и обусловливает, в частности, появление у населения (в первую очередь — молодежи) потребности в продуктах массовой культуры. Принято различать понятия субъекта потребностей и предмета потребления (потребности).

Субъектом потребности может быть конкретный человек, семья, социальная группа, общество в целом. С экономической точки зрения к предметам потребления в пределах культурной сферы относятся потребительные стоимости — материальные (материальные продукты) и нематериальные (услуги). Однако, под понятием «потребности» нельзя подразумевать товары или услуги. Товары и услуги — это не потребности, а предметы, удовлетворяющие потребности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector