государственное финансирование

Основой государственных гарантий сохранения и развития отраслей социально-культурной сферы в РФ является преимущественно государственное финансирование, т.е. главным источником финансовых средств для всей социально-культурной сферы является государственный бюджет, который объединяет федеральный, отраслевой, региональные, местные бюджеты, текущего содержания. Одним из основных направлений государственного финансирования предприятий социально-культурной сферы являются государственные субсидии, которые бывают прямые и косвенные. Через прямые субсидии государство стимулирует накопление капитала, финансирует капитальные вложения в отрасли, развитие которых необходимо, но недостаточно прибыльно, например, отрасли культуры и искусства. Косвенное субсидирование осуществляется в основном средствами налоговой и денежно-кредитной политики, а также через механизм монопольно-высоких и монопольно-низких цен. Российское государство ряд учреждений культуры и искусства освободило от налога на прибыль, НДС и других налогов, тем самым, предоставив возможность организациям и учреждениям самостоятельно распоряжаться частью созданного национального дохода и заниматься реализацией конкретных социальных проектов и программ, проводить определенную социальную политику.

К государственным источникам финансирования и поддержки отраслей социально-культурной сферы относятся и выделяемые премии, пособия, гранты, льготные тарифы на транспортные перемещения во время гастрольных туров по России и зарубежом, которыми пользуются различные группы творческих деятелей, выдающиеся представители художественной элиты, преуспевающая в обучении студенческая молодежь, победители различных конкурсов и т.п.

Кроме государственного бюджетного финансирования, крупная часть социальных расходов (около 8% ВВП) проходит по государственным целевым внебюджетным фондам, к которым относятся: пенсионный фонд, фонд социального развития, фонды медицинского страхования и другие.

К децентрализованным или негосударственным (внебюджетным) источникам финансирования относятся:

  • Коммерческая деятельность предприятий социально-культурной сферы (платные услуги, страховая
    деятельность и т.д.);
  • Защита авторских прав также обеспечивает серьезный источник пополнения дохода предприятий
    социально-культурной сферы;
  • Самую серьезную роль во внебюджетных источниках выполняют

А) международные проекты и программы, финансируемые из различных Международных благотворительных фондов и банков, в виде научных гратов, премий, стипендий и т.п.

Б) взаимодействие и сотрудничество различных учреждений социально-культурной сферы с обществом и бизнесом в формах спонсорства, благотворительности, патронажа.

Спонсорство в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» (1995г) представляет собой разновидность рекламной деятельности и предполагает, что спонсируемое лицо оказывает спонсору услуги рекламного характера

Благотворительность, направленная на социально-приоритетные цели, не предполагает каких-либо финансовых и прочих обязательств со стороны учреждений социально-культурной сферы, получающих поддержку, и выдвигает на первый план нравственный аспект совершаемого действия. Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995 г) не предусматривает конкретных льгот и привилегий участникам благотворительной деятельности. Благотворительная деятельность характеризуется добровольностью, т.е. к благотворительности не относится уплата различного рода обязательных платежей и взносов; и бескорыстностью, под которой понимается оказание поддержки не только на безвозмездной, но и на льготной основе.

Патронаж покровительство не только финансовое, но и организационное, оказываемое на долговременной стабильной основе.

•               Успеху в поиске дополнительных источников финансирования способствует использование хорошо апробированной за рубежом методики фандрейзинга (с англ. — поиск, добывание средств).

Фандрейзинг является конкретной формой управленческой технологии, позволяющей консолидировать усилия и средства государства, бизнеса и общественности. Это деятельность по привлечению и аккумулированию финансовых средств из различных источников на реализацию социально-культурных проектов и программ, не имеющих, как правило, непосредственной коммерческой выгоды. К специальным акциям фандрейзинга относят: приемы и презентации, конкурсы и премии, аукционы знаменитостей, лотереи, обеды, балы, уличные сборы, продажа мест для рекламы и т.д.

Таким образом, рассмотрены основные направления формирования доходной части бюджета любой организации социально-культурной сферы.

Расходы на содержание организаций социально-культурной сферы определяются па основе принципов сметного и нормативного планирования. Расчетными единицами служат показатели деятельности предприятий социально-культурной сферы, характеризующие обслуживаемый контингент (количество учащихся, учебных групп, классов, число коек, проведенных операций и т.п.) и время функционирования учреждений социально-культурной сферы в течение года. Определение расходов на предприятиях социально-культурной сферы производится на основании укрупненных нормативов, охватывающих все виды затрат учреждений СКС и ориентирующих работу этих учреждений на достижение конечных результатов: обучение детей, подготовку специалистов, оказание помощи больным и т.п.

Финансовая норма расхода выражает меру удовлетворения конкретной потребности в определенной сумме денежных средств.

Особое значение имеет разработка и внедрение системы минимальных социальных стандартов в РФ, отражающих уровень государственных гарантий в обеспечении населения страны бесплатными и льготными социально-культурными услугами, в соответствии с конституционными нормами о бесплатности образования, здравоохранения, социальной защите наименее обеспеченных слоев населения.

Под государственными минимальными социальными стандартами (ГМСС) понимается установленный в РФ минимально необходимый уровень обеспечения социальных гарантий, выраженный в социальных нормах, т.е. ГМСС — это социальные стандарты федерального уровня.

Стандарты и нормы стали разрабатываться с 1993 г. с принятием Законов РФ «О прожиточном минимуме», «О минимальной   заработной  плате»,   «О  минимальном  потребительском  бюджете».   Эти   нормативные  документы установили  один из  важных социальных  стандартов:   уровень нищеты,  бедности,  обеспеченности,   минимальной заработной платы и т.д.

Социальный стандарт — это уровень удовлетворения совокупности потребностей населения. В названной системе приняты три уровня стандартов: минимальный, средний, рациональный.

Социальные нормы — это единые или групповые для однородных территорий меры социальных потребностей, таких как обеспеченность: населения — учреждениями социально-культурной сферы, их услугами: работников этих учреждений — ресурсами, достаточными для их эффективного функционирования.

Применение стандартов и норм делает расчет бюджетной потребности прозрачным, исключает самостоятельность, лоббирование территориями своих проблем с целью повышения уровня доходов. Она приемлема для всех субъектов Федерации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector