основные модели организации финансирования здравоохранения

В мировой практике известны три следующие основные модели организации финансирования здравоохранения:

  • платная   медицина   (действующая   на   рыночных   принципах   с   использованием   системы   частного медицинского страхования):
  • государственная медицинская помощь с бюджетной системой финансирования;
  • организация   здравоохранения   на   принципах   социального   страхования   и   многоканальной   системы финансирования отрасли.

В первой модели основным инструментом удовлетворения потребности в медицинской помощи является рынок услуг. Ту часть этой потребности, которая не удовлетворяется рынком (малообеспеченные слои общества, пенсионеры, безработные), обеспечивает государство за счет развития программ здравоохранения.

Во   второй   модели  главным  поставщиком   и  покупателем   медицинских   услуг   выступает  государство, гарантирующее удовлетворение массовых потребностей в ней. Рынку же отводится малозначительная периферийная роль в  предоставлении лечебно-профилактической  помощи  под контролем  государственных  органов.   Основным источником финансирования здравоохранения является государственный бюджет (налоги).

Третья модель финансирования здравоохранения опирается на сочетание возможностей рынка и государственного регулирования с широким использованием механизма социальной защиты граждан и общественной солидарности в рамках социального медицинского страхования. При этом государство играет роль гаранта в удовлетво­рении общественно необходимых потребностей граждан в медицинской помощи вне зависимости от уровня доходов, на базе рыночных принципов оказания услуг. Роль свободного рынка проявляется в удовлетворении потребностей в медицинской помощи сверх гарантированного государством уровня с обеспечением свободы выбора и суверенитета потребителей

Основным принципом построения любой системы здравоохранения является сохранение равновесия 3-х главных составляющих: населения, как потенциального потребителя медицинской помощи; медицинских учреждений и плательщиков за оказанную медицинскую помощь.

Любая система здравоохранения имеет цель — оказание населению доступной, качественной медицинской помощи, улучшение состояния здоровья общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Можно выделить задачи, которые необходимо решить в процессе реформирования здравоохранения:

  • создание новой законодательной базы здравоохранения;
  • выработка механизмов адаптации системы здравоохранения к работе в новых условиях;
  • приведение в соответствие механизмов взаимодействия здравоохранения с экономикой страны;
  • разработка механизмов финансового взаимодействия в здравоохранении;
  • разработка и внедрение организационных принципов функционирования учреждений здравоохранения в новых условиях.

В качестве основного пути реализации этих задач на современном этапе развития общества из нескольких моделей законодательно взята за основу развития системы здравоохранения модель медицинского страхования. Цель проводимой реформы здравоохранения — организация оказания медицинской помощи, доступной населению страны, на основе фундаментальных преобразований финансирования, с привлечением иных, помимо государственных, финансовых ресурсов (в т.ч. и финансовых средств населения), преобразований правовых основ отрасли, направленных на демократизацию управления, внедрение современных медицинских технологий, развитие конкуренции, основанной на свободном выборе пациентом лечебно-профилактического учреждения и врача.

Отличительные свойства или черты категории «услуга» в здравоохранении:

Первая черта обусловлена спецификой проявления результата профессиональной деятельности лиц, занятых в здравоохранении. Лечебный эффект любого медицинского воздействия, как правило, проявляется не сразу, а при хронических болезнях и вовсе трудно определяем. Кроме того, услуга носит как социальный, так и индивидуальный характер и не может быть не только массовой, но и серийной.

Вторая особенность связана с выражением количественных характеристик стоимости услуг. Величина стоимости услуги может иметь несколько вариантов, при выборе которых врач неизбежно сталкивается с необходимостью решения комплексной клинико-экономической задачи, т.е. сделать выбор между дешевизной и дороговизной услуги в сочетании со степенью ее эффективности.

Третья особенность взаимосвязана с процессом оказания или производства услуг и определения доли участия в нем специалистов различного профиля и квалификации. Процесс оказания услуги может быть разным по длительности. В целом медицинская услуга охватывает всю жизнь человека, и в ее оказании потенциально могут участвовать многие врачи.

В процессе адаптации здравоохранения к рыночным условиям, независимо от внедряемой системы здравоохранения, следует признать существование рынка медицинских услуг.

Структуру рынка медицинских услуг можно представить следующим образом:

1.    по экономическому назначению объектов рыночных отношений выделяют:

  • рынок лекарственных препаратов:
  • рынок медицинского оборудования и техники:
  • рынок научно-медицинских разработок;
  • рынок непосредственных медицинских услуг;
  • рынок труда медицинского персонала; и т.д.

2. по степени ограничения конкуренции

  • монополистический;
  • свободный;

3. по отношению к закону

  • легальный;
  • нелегальный;

4. по территориальному признаку

  • местный;
  • региональный;
  • общенациональный;
  • международный.

5. по характеру оказываемых услуг (по отраслевому признаку)

  • стоматологический;
  • хирургический;
    • педиатрических услуг и т.д.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector