рынок образовательных услуг

Под общественным благом обычно понимается благо, которые люда могут потреблять, не ущемляя возможность его потребления другими (так называемый несопернический характер потребления). Основная особенность общественного блага заключается в том, что доступ к нему не ограничен единственным потребителем или группой потребителей (как в случае с индивидуальными благами) — оно должно быть доступно всем. Потребление же индивидуальных благ, напротив, носит конкурентный характер, поскольку отдельные потребители должны для того, чтобы получить доступ к благам, предоставляемым в форме товара или услуги, оплатить его. В целом, по мнению многих ученых, сегодня нельзя однозначно отнести образование ни к общественному, ни к личному благу; скорее оно носит смешанный характер.

В то же время в последние годы наблюдается отход от традиционного представления об образовании как общественном благе, что позволяет говорить об индивидуальном потреблении образовательных услуг и соответственно о формировании рынка образовательных услуг.

Экономическая теория определяет рынок образовательных услуг как интеллектуально сконструированное пространство, где спрос учащихся и их родителей («покупателей») на образовательные услуги удовлетворяются учебными заведениями («продавцами»), предлагающими им учебные места. Стимулирование процессов формирования рынка образовательных услуг будет способствовать более эффективному распределению ресурсов и повышению качества конечного результата в сфере образования.

При современных условиях лишь узкий круг образовательных учреждений способен функционировать на основе самофинансирования. Поэтому когда образование оплачивается путем налогов и распределяется бесплатно или очень дешево, то тогда и менее обеспеченные граждане в состоянии получить хорошее образование, что создает предпосылки равных возможностей в учебе, позволяет более равномерно распределять услуги образования между людьми, чем это может сделать свободный рынок.

Образовательные услуги обладают свойствами внутреннего и внешнего эффектов. Внутренний эффект проявляется на уровне отдельных граждан, внешний эффект затрагивает все общество. Так внутренний эффект образования ведет к тому, что каждый, имеющий повышенный образовательно-профессиональный потенциал и уровень культуры, имеет возможность получить больший доход по сравнению с другими. Внешний эффект выражается через темпы роста производительности труда, подъем экономики, принятия верных политических и экономических решений и т.п. Отрицательный эффект может проявиться в том, что рост образовательного уровня приводит к чрезмерной миграции жителей села в города.

Для отрасли образования характерно применение ограниченного рыночного ценового механизма регулирования. Если бы цены на образовательные услуги устанавливались бы в соответствии с законом стоимости, т.е. на уровне общественно-необходимых затрат, они оказались бы чрезмерно высокими для большей части населения. Однако уже в настоящее время часть населения пользуются такими услугами, чьи дети воспитываются и учатся в элитных платных детских садах, школах, лицеях и т.д. Многие предприятия платят за обучение своих подопечных в средних специальных и высших учебных заведениях. Конечно же, большинству семей при нынешнем уровне доходов такое не по карману. Поэтому, если изменить основной источник финансирования сферы образования, несмотря на рост доходов населения, и при высоких тарифах платы за обучение объем предоставляемых образовательных услуг неизбежно сократится. Чтобы этого не происходило, государство должно брать на себя ответственность за производство этих услуг. Таким образом должны создаваться условия дня выравнивания уровня жизни всех слоев населения.

Поэтому можно отметить, что имеются две главные причины того, что образовательные учреждения в большей части находятся в бюджетной некоммерческой сфере:

Во-первых, только свободные рыночные цены на продукцию образования не могут обеспечить должное развитие этой отрасли и общества;

Во-вторых, государственное регулирование и финансирование учебных заведений более адекватно тому назначению, которое выполняет образование.

Таким образом, по мере развития экономической реформы постепенно формируется рынок образовательных услуг, представляющий собой сферу обращения или систему экономических отношений по поводу купли-продажи образовательных услуг. Для этого вида рынка также обязательно наличие трех субъектов: покупателя, продавца и товара или услуги. Этот рынок непосредственно относится к рынку услуг, и тесно связан и взаимодействует с другими видами рынка: рынком рабочей силы, рынком информации, рынком товаров народного потребления и т.д.

Главным покупателем (до недавней поры чуть ли не единственным в нашей стране) образовательных услуг является государство. Именно государство расплачивалось и продолжает расплачиваться за «бесплатное обучение» населения.

Бесплатность предоставления услуг образования гражданам выступает лишь особой формой экономических отношений между- производителем и непосредственным потребителем этих услуг. Ее главное достоинство заключается в создании условий для доступности образования безотносительно к уровню индивидуальных и семейных доходов. Обеспечить эти условия и должно государство. Оно дает учебным заведениям заказ на обучение определенной части населения; аккумулирует соответствующую долю финансовых средств путем налогов с предприятий и населения, направляет эти средства в сферу образования, чтобы возместить его расходы на поставляемые бесплатно услуги. Тем самым достигается более равномерное распределение этих услуг среди разных социальных групп населения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector