Эффективность деятельности субъектов властных полномочий по охране субъектов права собственности

Проблема эффективности является основной проблемой функционирования любого института, в частности права. В своей общей форме эффективность как социальное явление отражает соотношение между человеческой деятельностью и ее последствиями. С таким объективным содержанием, эффективность является оценочной категорией.

Институт эффективности охраны субъектов права собственности сейчас еще не разработан. Эту проблему поднимали такие ученые как В. Г. Афанасьев, С. С. Алексеева, Г. П. Батура, Т. Г. Борщагова, И. П. Голосниченко, С. Т. Гончарук, В. Кудрявцев, И. Л. Петрухин, Л. Л. Попов, В. В. Черников, Ф. Н. Фаткулин, В. А. Юсупов. Большинство из них лишь эпизодически касались этого вопроса, исследуя другие правоотношения, а те ученые, которые посвятили этой проблеме специальные студии, исследовали эффективность охраны непосредственно собственности, а не собственников имущества.

С позиции демократического государства, где строится гражданское общество, основной социальной ценностью является человек, а собственность — это только материал для удовлетворения его прав. К сожалению, сегодняшняя отечественная теория публичного права и практика правоохранительной деятельности не учитывает соответствующих евроатлантических и отечественных конституционных требований и продолжает упорно охранять «собственность», а не «право собственности» или «субъектов права собственности». В таком же русле оценивают показатели эффективности работы субъектов властных полномочий в этой сфере, — они направлены на охрану имущества, а не лица.

Цель статьи — осветить значение категории «эффективность деятельности субъектов властных полномочий по охране субъектов права собственности» через призму защиты прав и свобод человека.

Советские ученые полагали, что эффективная социальная деятельность в широком смысле — это ее общественная полезность. Так, например, В. Г. Афанасьев социально эффективным считал такой процесс, который обеспечивает функционирование и развитие общественной системы, способствует решению социально-экономических и идеологических задач, стоящих перед обществом для формирования всесторонне развитого человека.

Отечественный ученый в области социологии права Н. П. Осипова считает, что социальная эффективность права — это соотношение между фактическим результатом действия правовых норм, правовой системы или звена по реализации природных и иных прав личности и теми целями, ради которых эти действия были совершены.

Между указанным выше пониманием эффективности права, на наш взгляд, нет антагонистических противоречий, все же для нас более приемлема позиция второго автора, который анализирует указанный феномен через призму обеспечения реализации прав и свобод человека. Причем, исходя из гегелевской концепции категории «неправо», последний автор справедливо отмечает, что право является эффективным только тогда, когда оно способно оказывать действенное сопротивление «прав».

Предложенный профессором Н. П. Осиповой анализ эффективности права, предусматривает шесть этапов довольно точен. Первый этап — исследование тех проблем, которые определили необходимость правовых актов и действий, поиск адресатов правовых действий; выбор и ранжирование критериев эффективности. Второй этап — выявление «дерева социальных целей» правой нормы или действия, соотношение целей с социальными и правовыми ценностями; оценки правовых и возможностей реализации каждой составной части «дерева целей». Третий этап — построение для исследуемого случая системы показателей эффективности на основе преобразования каждого из обобщенных показателей социальной эффективности. Четвертый этап — сбор конкретной информации о каждом из определенных показателей эффективности и. Пятый этап — анализ и оценка фактического состояния эффективности по каждому показателю; сравнение фактических последствий с желаемыми (определяемых целью правового акта или правового действия) по каждому показателю эффективности. Шестой этап — формирование практических выводов из результатов анализа для каждого критерия эффективности.

Для комплексного определения эффективности применения правовых норм необходимо оценивать уровень реального применения правовых предписаний; изменение мотивации правового поведения, состояние и действенность аппарата, обеспечивающего реализацию правовых норм; престиж (авторитет) правовой системы среди различных социальных групп и в обществе; применения санкций и их социальные последствия.

Каждый показатель эффективности необходимо проанализировать через непосредственное и интегрированную оценку согласно достижения цели (общего состояния обеспечения прав и свобод человека и гражданина). Определения непосредственного аспекта эффективности осуществляется по сумме алгоритмов приложений: целевых предусмотренных последствий; непредвиденных положительных последствий; оценки опосредованной социального поведения; непредвиденных косвенных положительных последствий и отрицательным непредвиденным негативным последствиям. Интегрированная эффективность — это совокупная оценка всех аспектов эффективности.

К факторам, обеспечивающим эффективность правового регулирования, относятся соответствие норм права уровню социально-экономического развития общества, конкретно экономическим условиям, реальным потребностям общества (экономические закономерности развития общества могут правильно определяться и отражаться в нормах права или искажаться объективных трудностей познания реальной действительности , умышленно или по другим причинам. Как правило, такие правовые акты со временем совершенствуются в соответствии с реальными требованиями социально-экономического развития общества или отменяют, уровень совершенства законодательства (чем совершеннее нормы законодательства, тем быстрее и лучше будут достигнуты цели), а наличие пробелов в праве, несогласованность определенные нормы существенно влияют на уровень эффективности правового регулирования, уровень правовой культуры граждан (этот фактор охватывает и режим законности правоприменения, уровень правосознания субъектов соответствующей деятельности) [5, c. 233].

В теории административного права среди направлений, способствующих эффективности норм права и их систем выделяют формирования содержания актов государственного управления, адекватные прогрессивному развитию социально-экономической действительности, закрепленные в содержании административных актов принципов управления, в коррекции содержания предписаний на прогнозы развития государственного управления и системы , которая обеспечивает ее — юридических норм; существования целевой установки нормотворческих органов на оптимизацию цию и коррекцию функций управления; соблюдение в процессе нормотворчества правил юридической техники.

Указанные теоретические положения эффективности права (нормы права) полностью касаются и определения правовой охраны субъектов права собственности.

Административно-правовая охрана субъектов права собственности — это целостность упорядоченной свободы хранения, перемещение товаров, иного имущества, услуг, финансовых ресурсов и интеллектуальности собственности, а также поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности, справедливости и уважения к владельцам имущества и других лиц, которую осуществляют субъекты властных полномочий в сфере государственного управления.

Исследователи административного права эффективность охраны собственности анализировали в двух аспектах. Первый — как совокупность достигнутых результатов по борьбе с правонарушениями, которые направлены против собственности — потребности и возможности конкретного исторического развития общества. Второй аспект связан с внутренними потенциями субъектов социальности деятельности, их способностями качественно решать возложенные на них задачи в рамках господствующих в обществе принципов и установок.

Итак, в первом случае учтены динамику общественной жизни, на регулирование которой направлена ​​соответствующая деятельность, во втором — динамику самой деятельности. Определены критерии должны, с одной стороны, объективно оценивать функционирование государственных и общественных институтов, с другой — быть фактором, который ориентирует их в нужном для общества направлении, согласно его целей и задач. Автор в целом согласен с таким толкованием указанной проблемы и считает, что она может быть взята за основу для определения эффективности охраны собственников имущества субъектами властных полномочий. Отметим, что основной целью последних в современных условиях является защита частной собственности как обязательного естественного права человека, охрана лиц от имущества криминогенно и экологически опасного, а также содействие защите и приумножению собственности, которая используется в хозяйственной деятельности.

Из изложенного можно сформировать обобщающие признаки эффективности охраны субъектов права собственности как административно-правовой категории.

1. Эффективность права — это соотношение между фактическим результатом действия правовых норм, правовой системы или одной из ее звеньев по реализации природных и иных законных прав личности в соответствии с ее целей и задач, ради которых эти действия произошли.

2. Исследование эффективности права должно включать следующие шесть этапов: 1) выделение проблем, определяющих введение новых норм права, 2) выделение «дерева целей» 3) построение системы показателей; 4) сбор и обработка информации для каждого из них; 5) анализ фактического состояния эффективности по каждому показателю; 6) формирование выводов.

3. Определения непосредственного аспекта эффективности нормы права осуществляется по сумме алгоритмов приложений: целевых предусмотренных последствий; непредвиденных положительных последствий; оценки опосредованной социального поведения; непредвиденных косвенных положительных последствий и отрицательным непредвиденным негативным последствиям.

4. К факторам, обеспечивающим эффективность правового регулирования относятся: соответствие норм права уровню социально-экономического развития общества, экономическим условиям, реальным потребностям общества, уровень совершенства законодательства, уровень правовой культуры граждан, уровень правосознания субъектов правозастосов-чой деятельности.

5. В теории административного права среди направлений, способствующих эффективности норм права и их систем выделяют формирования содержания актов государственного управления, адекватные прогрессивному развитию социально-экономической действительности и закреплены в содержании административных актов принципов управления; в коррекции содержания предписаний на прогнозы развития государственного управления и системы , которая обеспечивает ее — юридических норм; существования целевой установки нормотворческих органов на оптимизацию и коррекцию функций управления; соблюдение в процессе нормотворчества правил юридической техники.

6. Административно-правовую эффективность охраны субъектов права собственности необходимо рассматривать в двух аспектах. Первый — как совокупность достигнутых результатов в борьбе с правонарушениями, которые направлены против права собственности — потребности и возможности современного исторического развития страны, когда основной задачей субъектов властных полномочий является защита прав и свобод человека, в нашем случае — права на частную собственность.

7. Второе направление эффективной охраны субъектов права собственности связан с измерением внутренней потенции субъектов властных полномочий, их умением качественно решать возложенные на них задачи по охране права частной собственности, охраны лиц от имущества экологически и криминогенно опасного, а также защиты имущества субъектов ‘ведения хозяйства и создание условий для его приумножения.

Сформированы признаки дают возможность определить эффективность деятельности субъектов властных полномочий по охране субъектов права собственности как их умение качественно решать возложенные на них задачи по охране права частной собственности, охраны лиц от имущества с повышенной экологической и криминогенной опасностью, защита имущества субъектов хозяйствования и создания условий для его приумножения.

Все же реализовать указанные критерии как индикаторы полезности для правоохранительной и другой деятельности субъектов властных полномочий чрезвычайно сложно, поскольку изменения различных параметров, характеризующих правонарушения, направленные против права собственности, осуществляются вследствие общественной системы в целом, где охрана функция есть только сегментом сложного государственного и правового механизма, который обеспечивает права и свободы человека и гражданина.

Для исследования эффективности процесса правовой охраны субъектов права собственности необходимо иметь определенное количество критериев, применение которых сделало бы правильное решение по применению методов и форм в этой сфере.

Согласно правоохранительной деятельности субъектов властных полномочий, можно выделить следующие основные критерии эффективности их работы в указанной сфере: полнота учета правонарушений, объектом посягательства которого является право собственности и полнота и оперативность возмещения частному владельцу материальный ущерб, который был причинен ему противоправным посягательством .

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector