Государственные Научные Центры

Одновременно с этим в 90-е годы получили развитие новые для национальной инновационной системы негосударственные формы: независимые исследовательские центры (преимущественно ориентированные на зарубежный рынок), малые инновационные организации (включая инжиниринговые и консалтинговые фирмы), а в последние годы начал формироваться и исследовательский комплекс внутри крупных корпораций. Сформировалась способная к саморазвитию инновационная подсистема в рамках сектора фундаментальных исследований, в первую очередь на базе имеющих высокий научный потенциал организаций РАН и других государственных академий. Можно выделить четыре проблемы следующего уровня.

  1. Россия обладает одним из лучших в мире потенциалом в ряде областей фундаментальной науки, однако, отсутствуют условия для его расширенного воспроизводства. Это обуславливает высокий риск деградации отечественной фундаментальной науки, утраты престижа России как научной державы.
  2. Усиливается независимое развитие корпоративного сектора и сектора исследований. Ресурсы первого сектора ориентированы в большей степени на закупку импортного оборудования, при этом предлагаемые вторым сектором знания и передовые технологии в большей степени востребованы за рубежом.
  3. В корпоративном секторе доминируют отсталые технологические уклады, низким остается уровень   восприимчивости  компаний  к  инновациям,     что   предопределяет  низкий   уровень   спроса   со   стороны корпоративного сектора на передовые технологии.
  4. Существующие разрывы в инновационном цикле и переходе от фундаментальных исследований через НИОКР к коммерческим технологиям, низкий уровень развития сектора прикладных разработок и неразвитость инновационной инфраструктуры в части коммерциализации передовых технологий приводят к тому, что за рубеж поставляются знания при крайне низком уровне экспорта технологий.

В современных условиях конкурентоспособной может быть только наукоемкая экономика, с возрастающим уровнем компьютеризации производительных сил. Для такой экономики характерны интегрированные формы организации, как самого воспроизводства, так и отдельных его фаз. Не случайно в развитых странах значимой степенью взаимной интеграции отличаются наука и производство, инновации и инвестиции, капиталовложения и производительность труда и т.д.

Отечественная экономика, напротив, имеет низкий уровень интеграции. Особую озабоченность вызывает слабая смычка между добывающим и обрабатывающим комплексами, а также между наукой и производством.

Преодоление дезинтеграции воспроизводственных цепочек, восстановление их целостности, включение в них действенных научных звеньев, способных превращать НИР и НИОКР в инновации, технологические инвестиции и освоенные передовые технологии — центральная задача экономической политики, ориентированной на конкурентоспособность и подъем народного хозяйства.

Научной организации, которая имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации, и научная и (или) научно-техническая деятельность которой получила международное признание, Правительством РФ может присваиваться статус государственного научного центра.

Самым распространенным типом организационной структуры центров является научно-исследовательский институт со вспомогательными службами,  действующий в  организационно-правовой  форме либо учреждения, финансируемого из бюджета, либо государственного унитарного предприятия. Для организаций, которым присвоен статус государственного научного центра, характерны сложность их организационных структур и разнообразие типов, определяемых   функциональными   и   организационными   особенностями   входящих   в   организации   структурных подразделений.

В России Государственные Научные Центры обеспечивают коридор, по которому осуществляется связь между пачкой и промышленностью в наиболее наукоемких отраслях, связанных с обороноспособностью страны.

В настоящее время статус государственного научного центра имеют 58 исследовательских организаций, из них 48 государственных унитарных предприятий, 8 федеральных государственных учреждений, 2 акционерных общества открытого типа. (Постановлениями Правительства РФ о присвоении статуса ПЩ определенным научным организациям одновременно утверждаются положения об условиях государственного обеспечения каждого конкретного центра и его функциях по выполнению фундаментальных и прикладных исследований, финансируемых за счет бюджета). Возложенные на центры функции, включают четыре основных направления их деятельности: фундаментальные, поисковые и прикладные научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и технологические работы в областях, связанных с реализацией приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и критических технологий федерального уровня; участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, в выполнении обязательств, предусмотренных межгосударственными, межправительственными, межведомственными соглашениями, договорами и другими документами о научно-техническом сотрудничестве; подготовка и переподготовка высококвалифицированных научных кадров.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector