Государственная научно-техническая политика

Практически все государственные научные центры взаимодействуют с высшими учебными заведениями страны, имеют совместные кафедры и учебные центры, что способствует привлечению молодежи в науку. Специалисты, работающие со сложным, дорогостоящим и уникальным оборудованием, должны иметь высокую квалификацию в узких, уникальных областях и постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки. Поэтому важно сохранить не только основной персонал центров, но и работников опытных производств, обладающих уникальными профессиональными качествами

В утвержденных Президентом РФ Основах политики Российской Федерации в области науки и техники на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу выделены девять важнейших направлений развития науки, техники и технологий:

1)     информационные технологии и электроника; космические и авиационные технологии;

2)  новые материалы и химические технологии;

3)     новые транспортные технологии; перспективные вооружения, военная и специальная техника;

4)  производственные технологии;

5)  технологии живых систем;

6)  экология и рациональное природопользование;

7)  энергосберегающие технологии.

Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, упрочение взаимосвязи науки и образования.

Государственная научно-техническая политика осуществляется исходя из следующих основных принципов:

1)    признание  науки  социально   значимой   отраслью,   определяющей  уровень  развития  производительных   сил государства;

2)  гласность и использование различных форм общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;

3)     гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;

4)  интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности на основе различных форм участия работников, аспирантов и студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования в научных исследованиях   и экспериментальных   разработках   посредством   создания   учебно-научных   комплексов   на   базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных организаций академий наук, имеющих государственный статус, а также научных организаций министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

5)     поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;

6)  концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;

7)  стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;

8)    развитие   научной,   научно-технической   и   инновационной   деятельности   посредством   создания   системы государственных научных центров и других структур;

9)  стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов Российской Федерации и интеграция их научно-технического потенциала;

10)       развитие международного научного и научно-технического сотрудничества Российской Федерации.

В последнее время был принят ряд нормативных документов, в том числе Правительство РФ утвердило Концепцию реформирования науки и план мероприятий по ее реализации. Началась аккредитация научных организаций, подготовлено положение о федеральных центрах науки и технологий и т.д. Однако ощутимых успехов нет, как нет и ясных целей реформирования.

За прошедшие после распада СССР годы был предпринят ряд попыток реформирования государственного сектора пауки.

В период 1998-2000 гг. в академическом секторе были ликвидированы 124 научные организации и одновременно открыты новые или образованы несколько юридических лиц вместо одного (разделение организаций на несколько самостоятельных юридических лиц). В системе РАН были открыты 24 новые организации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector