Рынок жилья

Рынок жилья — это совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена по поводу реализации и купли жилья, характеризующегося своей технической сложностью и тесной связью с рынком земли.

Рынок жилья существенно отличается от других рынков товаров и услуг, т.к. жилье — единственный в своем роде товар, обладающий определенной спецификой. Выделяют ряд характерных особенностей, отличающих жилье от других товаров:

  • жилье неоднородно, т.е. жилища различаются по размеру, месторасположению, времени постройки, внутренней планировки, коммунальными удобствами и т.д.;
  • жилье является недвижимостью, и передвигать его из одного места в другое невозможно;
  • жилье — это товар массового потребления, долговечного пользования и если его содержать в должном порядке, оно может служить долгие годы;
  • обладает высокими издержками приобретения — чтобы приобрести жилье обычная семья должна копить в течение долгого времени, либо взять в заем крупную сумму денег;
  • высокие издержки переезда: денежные — стоимость собственно переезда, психологические – снизаны с изменением обычного окружения — семьи, друзей, родственников и т.д.

Рынок жилья включает в себя, во-первых, жилищный фонд как собственность на жилье; и, во-вторых, функционирование жилья, т.е. жилищные услуги. Схематично структуру рынка жилья можно представить следующим образом.

Таким образом, рынок жилья является системой взаимосвязанных рынков, которая состоит из жилищного фонда и жилищно-коммунальных услуг.

Жилищный фонд или жилищная собственность — это строения или дома, размеры которых всегда определяются на конкретный момент времени. В соответствии с Жилищным Кодексом, вступившем в силу с 01.03.2005 г., жилищный фонд по принадлежности к виду собственности можно классифицировать следующим образом.

Частный жилищный фонд — это фонд, находящийся в собственности граждан и фонд, находящийся в собственности юридических лиц.

Государственный жилищный фонд выступает в следующих формах:

  • ведомственный фонд — фонд, находящийся в хозяйственном ведении федеральных предприятий; и фонд, находящийся в собственности субъектов федерации;
  • муниципальный жилищный фонд — фонд, находящийся в собственности района, города, а также в
    полном   хозяйственном   ведении   муниципальных   предприятий   или   оперативном   управлении    муниципальных
    учреждений.

Общественный жилищный фонд — фонд, состоящий в собственности общественных организаций.

Жилищный фонд смешанной формы собственности — это фонд, состоящий в совместной или долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, а также собственности общественных организаций.

Жилищная услуга — это комплекс работ, обеспечивающих функционирование внутридомовых инженерных систем, коммуникаций здания или его части, придомовой территории. Понятие жилищных услуг относится к аспекту текущего функционирования жилищного фонда, каждая единица которого производит ряд потребительских услуг: служит убежищем, средством развития семьи, местом отдыха и т.п.  Таким образом, единица жилищного фонда производит непрерывный поток жилищных услуг, которые можно количественно измерить за определенный период времени. Рассмотрим особенности жилищного фонда и их влияние на рынок жилищных услуг.

Одна из характеристик жилья — это его долговечность, имеет три последствия для рынка жилищных услуг:

во-первых, владелец жилья может контролировать темпы физического износа, тратя средства на его техническое обслуживание и ремонт;

во-вторых, регулярно на рынок поступает большое количество ненового жилья;

в-третьих, так как на рынке доминирует неновое жилье, и изменения цен вызывают относительно небольшие изменения предлагаемого количества, то можно говорить об относительной неэластичности предложения жилья. Поскольку обслуживание и ремонт повышают качество жилищных услуг, то покупатели готовы больше платить за него, т.е. улучшение качества технического обслуживания повышает размер квартирной платы и, соответственно, рыночную стоимость жилья.

Следующей характеристикой жилья является его высокая стоимость, которая ведет к тому, что, во-первых, из-за необходимости крупных инвестиций в домовладения, многие семьи в странах с рыночной системой арендуют жилье; во-вторых, большинство семей со средним доходом используют домовладения как средство накопления. Поэтому возникает еще большая необходимость в обслуживании данного жилья, что способствует развитию рынка жилищных услуг.

Таким образом, рынок жилья можно рассматривать как диалектическую взаимосвязь двух составляющих: рынка жилищного фонда и рынка жилищных услуг, которые тесно взаимосвязаны и оказывают сильное влияние на развитие друг друга.

Чем же характерен современный рынок жилья сегодняшней России’?

Согласно социологическим исследованиям, 61% семей (31 млн.семей) желает улучшить свои жилищные условия, в очереди находится около 4,5 млн.семей. Время нахождения в очереди на улучшение жилищных условий достигает 15-20 лет. Общая потребность в жилье составляет более 1,5 млрд кв.м, но внутренняя ориентация граждан связана в основном с собственными усилиями и возможностями! позиционирования на рынке жилья. Лишь 7% однозначно отдают предпочтение или считают возможным для себя реализацию своих интересов только через социальное жилье. В 2003 г. общий объем жилищного фонда составлял 2,85 млрд кв.м (19 млн жилых строений), в т.ч. старше 30 лет-62,1%, со степенью износа более 1/3 — 61,6%; ветхий и аварийный фонд — 3,1% (88,7 млн кв м). Большая часть существующего жилищного фонда (вторичного рынка жилья) в нынешнем состоянии не соответствует не только современным представлениям о комфортности, но порой даже элементарным санитарным требованиям. Что же происходит с вводом нового жилья? Максимальный объем ввода жилья был достигнут в 1987 г. — 76,4 млн кв м. С 2000 г. падение объемов жилищного строительства удалось не только остановить, но даже добиться его относительно устойчивого роста (2001 г. -3%, 2002 — 8%, 2003 г. — свыше 10%). Объемы жилищного строительства в 2003 г. достигли 36,3 млн кв м, в т.ч. индивидуального — 42%; муниципального — 25,2; государственного — 9,2: в т.ч. федерального — 5,6; регионального — 3,6%.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector