Какими средствами и методами может государство регулировать процессы на жилищном рынке?

Конечно, экономические регуляторы, действующие на рынке жилья стихийно, в целом способны установить равновесие в системе и создать соответствие спроса, предложения, цен и объемов строительства жилья. Однако такое равновесие не будет соответствовать ни поставленной государством цели, ни потребностям граждан. Роль государства состоит в смягчении или усилении тех направлений развития жилищного рынка, которые способствовали бы реализации государственной жилищной политики. Жилищная политика занимает особое положение в системе государственной и региональной политики, т.к. она затрагивает интересы каждого гражданина и находится во взаимосвязи с другими направлениями социально-экономической политика государства. Принимая стратегию борьбы с бедностью и повышения благосостояния граждан, государство должно обеспечить платежеспособный спрос на рынке жилья, направляя свои усилия на обеспечение жильем малоимущих граждан. С точки зрения государства, подъем жилищного строительства, и развития рынка жилья имеет социальные и экономические эффекты. К социальным эффектам относятся: борьба с бедностью и рост благосостояния; благоприятные демографические последствия; рост занятости и мобильности; рост конкурентоспособности и социальной ответственности граждан. К экономическим эффектам относятся: развитие страховых рынков; развитие финансовых рынков и банковской системы; рост жилищного строительства и индустрии стройматериалов, инвестиции в городские объекты инфраструктуры.

Сейчас приобретение жилья возможно только для самых высоко доходных групп населения. Продуманный режим кредитования способен  включить в процесс приобретения жилья следующую по доходам группу населения. В принципе это уже  не предприниматели, а верхние слои среднего класса. К сожалению , в период реформ данная наиболее экономически значимая группа населения понесла большой материальный урок. В то же время именно  она может считаться  основной базой реформ. Стимулирование экономической активности указанных слоев населения – чрезвычайно важная задача, решение которой  во многом определяет  выход экономики из кризиса. Включение данной группы населения в процесс приобретения жилья может рассматриваться как отдельный аргумент в пользу льготного кредитования жилищного строительства. Поэтому, жилищные реформы не будут способствовать развитию экономики, если не дадут стимулы для повышения нормы сбережений населения. В этих условиях реальной возможностью является:

  • использование ипотечного  кредита, но его внедрение идет чрезвычайно сложно.  Однако рынок
    ипотечного кредитования растет очень быстрыми темпами. Но пока доля приобретаемого в кредит жилья невелика.
    Развитие ипотеки сдерживают высокие расходы заемщика, низкие доходы населения, высокие цены на жилье и низкие
    объемы жилищного строительства.
  • при  существующем дефиците  денежных  средств  актуальной  схемой  может  стать  небанковское
    кредитование строительства и приобретения жилья.  Например,  продажа  квартир в  рассрочку  с  одновременным
    оформлением его в собственность и залог.
  • То, что никакой бюджет и никакие внебюджетные источники не помогут обеспечить жильем всех
    очередников — факт неоспоримый. В этих условиях единственный выход — привлечение сбережений самих граждан. Это
    может быте осуществлено в таких формах, как

А) предоставление безвозмездных субсидий из бюджета дня строительства и приобретения жилья очередниками по следующей схеме: 40% стоимости приобретенного жилья оплачивают сами граждане, остальные 60% -федеральный бюджет и муниципалитеты:

Б) выпуск займа социально-направленного, т.е. выпуск жилищных облигаций, что даст гражданам возможность постепенного накопления средств на квартиру (от года до 10 лет) и привлечет в строительство муниципального жилья реальные средства граждан. Гражданин может накопить по облигациям половину стоимости квартиры, оформить ее в собственность, а на оплату другой половины стоимости получить рассрочку на 5-10 лет.

В новом Жилищном Кодексе, вступившем в силу 1 марта 2005 г указано, что право на получение бесплатного государственного жилья будет принадлежать только малоимущим гражданам. Для определения гражданина как малоимущего, должны проводиться проверки не только ею текущих доходов, но и имущества: жилого дома, квартиры, дачи, садового домика, автомобиля и иного транспортного средства, предметов антиквариата и искусства, ювелирных изделий, паенакопления в жилищно-строительных организациях, банковские вклады, земельные участки, ценные бумаги и прочее. Все остальные граждане с помощью различных форм финансирования должны самостоятельно приобретать себе жилье.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector