новые механизмы управления в ЖКХ

Эти процессы заложили предпосылки для развития конкуренции и демонополизации в отрасли, но в настоящее время позитивных результатов не дали. Поэтому такие проблемы и вопросы, как и что сделать и каковы должны быть созданы условия для развития рыночных отношений в ЖКХ и сегодня являются достаточно острыми.

Говоря о новых механизмах управления в ЖКХ, следует различать два самостоятельных блока проблем:

=управление жилищным фондом как сферы с высоким потенциалом конкуренции;

= управление объектами инженерной инфраструктуры как естественно-монопольной сферы, где возможности конкуренции ограничены.

Специфика жилищно-коммунальной сферы такова, что в современной финансово-экономической ситуации ее нормальное функционирование, с одной стороны, невозможно без ее административного подчинения муниципальным органам управления, т.к. поддержание жизнедеятельности города и населенных пунктов — это одна из основных задач муниципального управления. С другой стороны, — необходимо сделать так, чтобы муниципальные органы не обладали бы монопольной властью в данной сфере. Рассмотрим отдельно проблемы управления и функционирования жилищной сферы, и отдельно проблемы управления в отраслях ее обслуживающих.

В жилищной сфере к настоящему времени произошло разграничение функций владения, управления и хозяйствования через обособление функций заказчика и подрядчика работ. Повсеместно созданы Единые службы заказчикам. Всего их по России насчитывается около 3 тысяч. (СМ, СХЕМУ № 2 )

Муниципальное учреждение «Дирекция Единого Заказчика» («ДЕЗ») занимается оперативным управлением муниципальной собственностью. Принцип его действия таков: службы заказчика города составляют планы будущего года, предварительно прорабатывая их с подрядчиками и производителями жилищно-коммунальных услуг, затем согласовывают их с местной администрацией и утверждают в представительном органе муниципального образования и в Департаменте Управления ЖКХ — областной Дирекции Единого Заказчика. Областной Департамент формирует сводный коммунальный бюджет, согласовывает их со всеми структурными подразделениями Администрации области и представляет для утверждения Областной Думе.

Коммунальный бюджет — основной документ, по которому финансируются работы в сфере ЖКХ. В нем учтены доходы, полученные от всех потребителей коммунальных услуг (населения, предприятий, организаций), ассигнования бюджетов всех уровней и расходы поставщиков жилищно-коммунальных услуг.

Таким  образом,  происходит разделение   функций   владения  — управления   и  хозяйствования,   т.е. возникнет цепочка: собственник (муниципалитет) — заказчик (Управляющая компания «ДЕЗ») — подрядчик (поставщик жилищно-коммунальных услуг). На местах вместо жилищно-эксплутационных контор сформировались прообразы   управляющих   компаний  —  Службы   Заказчика.   Сегодня   более   70%   жилищно-коммунального   фонда обслуживаются такими структурами.

Разграничение функций послужило основой для формирования договорных отношений и перехода к конкурсному отбору подрядных организаций. Тенденция такова, что среди предприятий, осуществляющих обслуживание и ремонт жилищного фонда, постоянно растет доля частных компаний. Так, в Кемеровской области 22,5% жилищного фонда обслуживается предприятиями частной формы собственности, в Волгоградской области -59,5%, а в самом Волгограде — 100% Обслуживание жилищного фонда передается также частным вновь созданным предприятиям и предприятиям, образованным на базе муниципальных унитарных.

Общая динамика такова, что монополия государственных и муниципальных предприятий в этом секторе нарушена, и сегодня начинается ее следующий этап — демонополизация сферы управления жилищным фондом. На рынок выходят частные управляющие компании, которые также начинают конкурировать между собой. Этот опыт пока не стаи массовым, но бесспорно, он развивается. Частные компании пока берут в управление главным образом дома-новостройки, где создаются товарищества собственников жилья (ТСЖ). Когда ТСЖ приобретут массовый характер, процесс развития частных управляющих компаний получит мощный толчок.

Таким образом, в настоящее время управление государственным и муниципальным жилищным фондом осуществляется преимущественно органами государственной власти и местного самоуправления. Но разделение функций способствует, помимо развития конкурентных отношений, прекращению практики выполнения органами власти хозяйственных функций по управлению жилищным фондом. Ныне сложившаяся монополия муниципальных служб заказчика (в виде «ДЕЗ») будет нарушена частными управляющими компаниями, которым на конкурсной основе может быть передан муниципальный жилищный фонд по договорам возмездного оказания услуг. Правовая база для такой модели управления уже сформирована и продолжает дорабатываться.

В рамках Федеральной Целевой Программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» ожидается, что в течение срока ее реализации не менее половины муниципальных предприятий, управляющих муниципальным жилищным фондом, будут акционированы. Жилищный Кодекс предусматривает право ТСЖ заключать, наряду’ с договорами на содержание и ремонт жилья, договоры на управление общим имуществом с любым гражданином или организацией независимо от формы собственности. Таким образом, применительно к жилищной сфере можно говорить о значительном развитии механизмов управления с участием частных структур и утверждать, что в перспективе эти механизмы получат дальнейшее развитие.

Что же касается естественно-монопольных сфер, таких как тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, то здесь опыт преобразований пока незначителен и неоднозначен.

Следует отметить, что если в жилищной сфере перспектива связана, в основном, с предприятиями малого бизнеса, то в сфере управления коммунальной инженерной инфраструктурой наблюдается противоположная тенденция. В основном на рынок данного вида услуг выходят такие крупные компании, как ОАО «Российские коммунальные системы», «Российские коммунальные инвестиции» и другие. Это объясняется необходимостью крупных финансовых инвестиций в развитие коммунальных систем, которые могут обеспечить далеко не каждая компания.

Крупные бизнес-структуры приходят в коммунальную сферу разными путями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector