Приход бизнес структур в ЖКХ

Один из них — банкротство предприятий ЖКХ и передача имущественного комплекса за долги кредиторам, это так называемый процесс «поглощения» кредиторами. Он наиболее распространен в коммунальном теплоэнергетическом комплексе в связи со значительной задолженностью предприятий ЖКХ за энергоресурсы. По состоянию на 01.07.2004 г. Задолженность предприятий ЖКХ и прочих непромышленных потребителей составляла 72% от общей дебиторской задолженности РАО ЕЭС, это приблизительно 53,8 млрд руб. (ССЫЛКА.) Однако и Правительство страны, и многие экономисты не считают этот путь наиболее предпочтительным. Долги предприятий ЖКХ не должны служить поводом для смены собственника, а должны быть урегулированы путем реструктуризации, т.к. сложились из-за экономического дисбаланса и огромного бюджетного недофинансирования ЖКХ. ‘Этим целям посвящен Федеральный Закон «О финансовом оздоровлении предприятий жилищно-коммунального хозяйства»

Второе направление реформирование коммунального хозяйства что создание на базе коммунальных муниципальных и государственных предприятий регионального акционерного общества (холдинга), учредителями которого выступают собственники имущества, получающие пакет акций пропорционально вложенному в уставный капитал имуществу. Одним из примеров такого варианта реформы — это создание в Ханты-Мансийском автономном округе Югорской теплоэнергетической компании.

Третьи схема управления ЖКХ с участием крупных бизнес-структур — это концессионная. В основе привлечения частных компаний должны быть договоры концессионного тина, т.е. договоры долгосрочной аренды, сопровождаемые инвестиционными соглашениями. Собственность на объекты коммунального назначения при этом остается муниципальной. В этом случае соблюдаются интересы всех сторон — участников правоотношений на рынке жилищно-коммунальные услуг. При неисполнении частными компаниями-операторами инвестиционных обязательств у органов власти как собственника имущества остается возможность расторжения договора и выбора иной компании.

Четвертый вариант реформирования ЖКХ может идти по пути приватизации и акционирования предприятий ЖКХ — и действующее российское законодательство не препятствует этому. Ряд регионов уже выбрали этот путь, например, в Чувашской Республике и Татарстане приняты решения о полном акционировании предприятий ЖКХ. При этом варианте реформирования главное, на взгляд многих экономистов, не включать в состав акционерного капитала объекты сетевой коммунальной инфраструктуры, оставляя их в муниципальной собственности. Там, где объекты коммунальной инфраструктуры передаются в собственность частным компаниям, можно ожидать возникновения на месте государственной и муниципальной монополии частной. Неизвестно, окажется ли она лучше. В этом случае, единственным механизмом управления, остающимся у органов власти, оказывается муниципальный заказ, регулировать параметры которого в монопольных условиях крайне сложно. Утрата имущественных прав на объекты коммунального назначения может подорвать не только экономическую, но и политическую основу местного самоуправления.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector