Культура как сфера экономики. Коммерческие и некоммерческие государственные учреждения культуры п искусства.

Особенности функционирования отрасли культуры. Продукт культуры, его потребительная стоимость и стоимость. Понятие культурного блага. Культура как сфера экономической деятельности. Основные группы учреждений культуры в зависимости от степени их включения в рыночную экономику.

Сущность организационно-экономического механизма в сфере культуры и искусства. Факторы внешней и внутренней среды, оказывающих слияние на организационно-экономические и организационно-правовые формы субъектов хозяйствования в сфере культуры. Характеристика некоммерческих государственных учреждений культуры и искусства. Особенности функционирования коммерческих организаций в сфере культуры и искусства.

Рыночные отношения в России привели к появлению разнообразных форм собственности в сфере культуры, формирование которых происходит под влиянием как экономических, так и неэкономических факторов, главными из которых являются:

= отношение государства к сфере культуры, которое реализуется в форме государственной культурной политики;

= претензии различных классов, групп населения, политических партий, ассоциаций производителей и отдельных потребителей к объектам культуры и их результатам;

= отношение федеральных, региональных и местных органов власти к развитию культуры и искусства:

= интерес со стороны коммерческих структур и капитала к культуре как сфере бизнеса.

Если проанализировать организации и виды культурной деятельности только в двух позиций — их социальной значимости и коммерческой привлекательности, то современная структура собственности в сфере культуры включает:

  • организации   государственной   (федеральной,   региональной,   муниципальной)   и   ведомственной
    собственности,
    к которым относятся библиотеки, клубные учреждения, музеи, театрально-зрелищные предприятия,
    цирки, объекты культурного наследия, электронные и печатные средства массовой информации;
  • другую группу образуют организации и виды культурной деятельности, отражающие идеологию
    определенных групп, партий и иных объединений граждан, ассоциации и т.д., управляющих их собственностью:
  • следующая группа — это коммерческие предприятия культуры, которые выступают, как правило, в
    форме частной и смешанной собственности. К ним относятся центры досуга, галереи, издательская деятельность,
    средства массовой информации, книгопечатание, аудиовизуальная сфера и другие.

Основными способами формирования отношений собственности в сфере культуры и искусства в современной России являются приватизация государственной собственности, создание новых предприятий, в том числе путем выделения из уже существующих организаций.

Приватизация государственной собственности как способ повышения разнообразия культурного обслуживания, обогащения культуры за счет’ привлечения творчески одаренных людей, интеллектуальных и материальных ресурсов, не получила широкого распространения, во-первых, из-за существующих ограничений по приватизации ряда объектов культуры (памятники культуры, объекты культурного наследия, национальные объекты культуры); во-вторых, в связи с более поздним законодательным оформлением возможности приватизации объектов культуры и искусства, которое было начато лишь в 1994-95 гг.

Условиями приватизации государственных организаций культуры предусматривалось сохранение основного вида культурной деятельности, обслуживание льготных категорий населения, обеспечение определенного количества рабочих мест и социальных гарантий работников. Предполагалось осуществить передачу объектов культуры как в коммерческое (частным предприятиям), так и некоммерческое (общественным организациям) использование.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector