Приватизация по коммерческим соображениям достаточно широко распространилась на издательскую деятельность, печатные и электронные средства массовой информации, радиовещание, культурно-досуговые центры, галереи и некоторые другие.
Некоммерческие формы приватизации общественными организациями не получили заметного распространения в силу недостаточности финансовых возможностей последних, а также неразвитости системы общественной поддержки (меценатства, благотворительности, пожертвований), необходимой для существования самих общественных организаций.
Из-за низкой коммерческой привлекательности большинства культурно-просветительских учреждений, организаций исполнительского мастерства (театры, концертные организации, цирки), кинематографии, рискованного характера бизнеса в этих сферах, а также отрицательного отношения творческих работников и руководителей органов культуры, полагающих, что приватизация данных объектов приведет к использованию государственного имущества не по назначению (для целей развития культуры), вызовет ухудшение материального положения работников культуры и потерю рабочих мест — приватизация рассматриваемых объектов не получила заметного развития. Поэтому в настоящее время практически 75% организаций культуры находится в федеральной и муниципальной собственности, а также в собственности ведомств. Подавляющая часть учреждений культуры и искусства находится в собственности субъектов федерации и муниципалитетов, что обусловлено необходимостью культурного обслуживания жителей конкретных территорий и населенных пунктов с учетом их реальных потребностей. Например, театры — 87,7% относятся к муниципальной собственности; парки культуры и отдыха — 100%: музеи — 12,5% принадлежат федеральной собственности, а 87,5% относятся к муниципальной собственности; библиотеки — 92,8% находятся в собственности муниципалитетов, 7,2% — в собственности федерального центра.
В целом, типология форм организационно-экономической деятельности учреждений культуры может включать:
- бюджетные организации, строящие свою деятельность в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ;
- бюджетные организации, имеющие собственные доходы и поэтому сочетающие принципы
бюджетного хозяйствования и коммерческого расчета (к ним тяготеют ведомственные учреждения культуры, уровень
доходов некоторых из них позволяет осуществлять деятельность при полной самостоятельности); - организации культуры, работающие в соответствии с задачами, поставленными общественными,
религиозными и другими объединениями и фондами, финансируемые за их счет; - организации культуры, финансируемые коммерческими структурами, преследующие коммерческие
цели путем эксплуатации результатов деятельности в культурной сфере, например, реклама товаров и услуг и др.; - коммерческие организации культуры, работающие непосредственно на рынок и получающие доходы
исключительно от реализации ими культурных благ и услуг.
Правовыми формами организаций культуры, соответственно, являются бюджетные учреждения, унитарные государственные и муниципальные предприятия, а также коммерческие организации, работающие самостоятельно либо в составе других объединений, компаний, холдингов.