Дифференциация возможностей в системе социального страхования

Дифференциация возможностей в системе социального страхования отражает сосуществование двух разных систем страхования.

Элементы первой системы (общее социальное страхование) — единые для всех работающих и достаточно чётко определённые социальные гарантии: выплата пособий в случаях временной нетрудоспособности, материнства, смерти и оплата долечивания (реабилитации) в санаторно-курортных учреждениях после инфаркта и ряда определённых заболеваний, потребовавших оперативного вмешательства. Реализуются в системе обязательного социального страхо­вания.

Элементы второй системы (система коллективного или корпоративного страхования) — оплата профилактики заболеваемости благодаря предоставлению санаторно-курортного обслуживания и возможностей оздоровления, не связанных с только что перенесенным заболеванием, а зависящих от экономических возможностей страхователя и страховых выплат на предприятии, где работает застрахованный.

2) Независимо от источника денежных средств, государственное социальное обеспечение может осуществляться в различных видах:

1)                  денежные выплаты (пенсии, пособия, компенсации, материальная помощь и т. д.);

2)    натуральная помощь (одежда, обувь, медикаменты, продукты питания, технические приспособления для инвалидов — слуховые аппараты, костыли, кресла-коляски и т.д.

3)    услуги и льготы  (содержание в  домах-интернатах для престарелых  и инвалидов,  в  детских  домах, социальное обслуживание на дому и т.д.);

Государство проводит политику, направленную на предоставление социальной защиты гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, однако остается много нерешенных вопросов, связанных с их социальным обеспечением.

Сохраняется высокий уровень бедности — около 25% общей численности населения, основной группой здесь остаются семьи с детьми — около 60% всех бедных семей. Остро стоит вопрос детской беспризорности и безнадзорности. Острая проблема — увеличивающееся потребление наркотических и психотропных веществ Для возрастной структуры населения характерно динамичное увеличение доли лиц старше трудоспособного возраста, что соответствует общемировому процессу старения населения. Нуждаются в различных видах помощи около 5 млн граждан старших возрастов, из них 1,5 млн — в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, около 300 тыс чел — в социально-медицинских услугах на дому. Создана и действует сеть из более 12 тыс учреждений социального обслуживания, оказывающих услуги разным категориям и группам населения. Создаются учреждения нового типа -дома-интернаты милосердия, геронтологические и геронтопсихологические, а также социально-оздоровительные центры. Организация социального обслуживания требует значительных затрат. Помимо стационарного социального обслуживания развивается предоставление социальных услуг в других формах: социальное обслуживание на дому престарелых, инвалидов, детей-инвалидов. С конца 90-х гг формируется система социальной поддержки семьи, женщин и детей. Ее элементы: система прямой государственной поддержки семей с детьми; профилактика семейного неблагополучия; безнадзорности детей и подростков; обеспечение равенства прав мужчин и женщин и возможностей для их осуществления.

Немалым потенциалом обладает дополнительное негосударственное социальное обеспечение и благотворительность. К сожалению, в России этот сектор составляет около 70 тыс общественных объединении, тогда как в США — 1,2 млн. Деятельность некоммерческих организаций нередко обеспечивает более эффективное расходование бюджетных средств, а объединение государственных и частных средств дает мультипликативный эффект привлечения ресурсов из внебюджетных источников.

3) Одно из ключевых условий социальной стабильности общества — эффективная адресная поддержка семей с низким уровнем доходов. Система социальной поддержки малоимущих связана с решением двух проблем:

= преобразованием системы государственных льгот и выплат, что основано на следующих принципах:

  • сохраняется право на назначение и предоставление социальных льгот и выплат населению за счет
    собственных средств регионов и хозяйствующих субъектов;
  • отдельные социальные льготы, предоставляемые по профессиональной принадлежности льготника,
    отменяются с одновременным повышением заработной платы или переводятся в форму компенсационных выплат:
  • на данном этапе льготы сохраняются у категорий граждан, имеющих особые заслуги перед отечеством
    (ветераны, инвалиды ВОВ, а также инвалидам);
  • остальным  льготным  категориям   населения   социальные  льготы   переводятся   в   одну   из   форм
    социальной помощи и предоставляются строго адресно на основе реально учитываемых критериев — величины
    среднедушевого дохода с учетом располагаемой собственности; демографических характеристик семей и т.п.

Главным в механизме предоставления помощи малоимущим семьям является создание условий, стимулирующих трудоспособных бедных, находящихся по независимым от них причинам в трудной жизненной ситуации, к активному самостоятельному участию в ее преодолении.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector