Украинские проекты на постсоветском пространстве

Украинский государство заинтересовано во всестороннем развитии многостороннего экономического сотрудничества с региональными и субрегиональными структурами.

Среди таких структур выделяется ГУАМ, объединяющая государства с похожими политическими и экономическими внешними ориентациями — Украину, Грузию, Азербайджан, Молдову и недавно Узбекистан. Укреплению объединения способствует географическое положение стран, которые являются принципиально важными геополитическими центрами. Основной приоритет внешней политики группы государств, образовавших ГУАМ, заключается в углублении сотрудничества с западными странами. Попытки избежать давления со стороны России настойчиво подсказывает ГУАМ укреплять экономические и политические отношения особого партнерства и широкого сотрудничества на региональном уровне и в решении международных проблем. Время в начале своего становления ГУАМ попал в ситуацию противостояния активных геополитических актеров.

Украина уделяет значительное внимание деятельности ГУАМ, поскольку здесь имеет свою сферу интересов, связанную прежде всего с транспортировкой энергоносителей и развитием Транскавказского транспортного коридора; поддержанием безопасности, расширением рынков сбыта своей продукции и диверсификацией путей доставки товаров критического импорта. Украина как наиболее развитый участник организации может претендовать на роль регионального лидера.

Идея создания ГУАМ впервые прозвучала на международной конференции, состоявшейся под руководством ЕС с участием бывших республик СССР (1993 г., г. Брюссель). Участники договорились обеспечить выполнение программы ЕС, направленной на развитие транспортного коридора из Западной Европы через Черное море, Кавказ, Каспийское море в Центральную Азию. Эта программа была частью масштабного проекта возрождения Великого шелкового пути и давала возможность эффективно использовать благоприятные транспортные условия, географическое расположение государств. В 1996 г. было подписано трехстороннее азербайджано-грузино-украинское соглашение о создании Транскавказского транспортного коридора. На саммите в г. Страсбурге (Франция) 10 октября 1997 президенты Азербайджана, Грузии, Молдовы и Украины подписали соглашение о создании ГУАМ на основе сотрудничества в политической, военной и экономической сферах. В совместном коммюнике подчеркивалась необходимость развития четырехстороннего сотрудничества для укрепления стабильности и безопасности в Европе на основе принципов уважения суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ государств, демократии, верховенства закона и уважения прав человека.

Страны объединились для решения общих проблем. Речь идет об участии в миротворческих процессах на территории участников конфликтов, решение проблем вооруженного сепаратизма, взаимоотношения с НАТО, в частности программа «Партнерство ради мира», создание совместного батальона из подразделений вооруженных сил стран ГУАМ. Итак, ГУАМ приобрела черты международной организации, которая играет интегрирующую роль в развитии Черноморско-Каспийского региона. 16 сентября 1998 руководители пограничных служб подписали протокол о сотрудничестве в сфере охраны границ (в частности по борьбе с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков), а в 1999 г. в Грузии провели совместные военные учения по «защите» нефтяного трубопровода Баку — Супса. Главное направление сотрудничества страны ГУАМ утвердили в совместной декларации в январе 1999 г. в Вашингтоне.

24 апреля 1999 во время юбилейного вашингтонского саммита государств — участников и государств-партнеров НАТО к ГУАМ присоединился Узбекистан. Этому событию предшествовало заключение 19 февраля 1998 Договора о дружбе и сотрудничестве между Украиной и Узбекистаном, а также выход последнего из Договора о коллективной безопасности. По итогам встречи было принято Вашингтонская заявление, в котором определены задачи в области безопасности, необходимость развития транспортного коридора, проведение регулярных консультаций. Тормозящим фактором развития новосозданной структуры стало то, что на протяжении длительного времени лидеры государств-участников не могли определиться с приоритетностью основных задач объединения: или экономическое сотрудничество (позиция Узбекистана и Молдовы), или развитие нафтотранспорт-ного коридора (позиция Украины), или создание систем региональной безопасности (позиция Грузии). Отсутствие единства между партнерами также не способствовала укреплению объединения. Несмотря на декларируемое присоединения, Узбекистан занял выжидательную позицию, объясняя свои сомнения неактивностью формирования, а также своей неготовностью к выдвинутых перед участниками ГУАМ задач.

Стамбульский саммит ОБСЕ (1999 г.) способствовал внесению в международных договоров де-факто зафиксированного решение о выводе российских войск с территорий стран ГУАМ, можно было бы трактовать как обнадеживающий шаг к снятию напряжения в территориальных конфликтах. К тому же на саммите было принято решение о реализации транскаспийского газопровода и транспортировку каспийской нефти по маршруту Баку-Джейхан. В случае реализации такого проекта несколько снижалось значение европейской программы создания транспортных и энергетических коридоров «Средняя Азия — Кавказ — Европа», поскольку эта схема превращалась в новую тройку «Средняя Азия — Турция — Европа». Вследствие этого возникло некоторое охлаждение между партнерами по ГУУАМ. Сместились акценты относительно нефтепроводов и определения каспийских запасов нефти. Этих препятствий так и не удалось преодолеть.

Осенью 2000 года во время саммита тысячелетия ООН (Нью-Йорк) Украины инициировала институализации ГУАМ — превращение ее в региональную международную организацию с четко определенными целями и функциями. Это решение было закреплено в меморандуме и протоколе о развитии свободной торговли в регионе. Речь шла также об обеспечении свободного продвижения капиталов, товаров и людей, совместное участие в реализации проектов ТРАСЕКА и транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия. Безусловным приоритетом активности ГУАМ признано эффективное функционирование транспортного коридора Евро-па-Кавказ-Азия и развитие его инфраструктуры. Главное назначение ГУАМ на этом этапе было в укреплении субрегионального и региональной стабильности стран, а не в исполнении военно-союзнических обязательств или обеспечении соблюдения принципа коллективной безопасности и обороны. Это немного нейтрализовало противодействие некоторых государств региона деятельности ГУАМ.

Трудности о согласовании действий участников объединения возникли вследствие реализации южного маршрута транспортировки каспийской нефти, который обходил украинскую территорию. Подписание соглашения о строительстве трубопровода Баку-Джейхан уменьшило недостаточно высокие шансы Украины на реализацию собственного проекта Оде-са-Броды. Напомним, что Украина начала строительство нефтепровода и нефтяного терминала, не подписав рамочных международных соглашений со странами — владельцами нефти. Усложнила проблему позиция российской стороны: российская дипломатия начала массированную борьбу за нейтрализацию геоэкономических планов ГУАМ, активизировав (в 1998-1999 гг.) Южный вектор енергоп-роектив, в которых были заинтересованы ведущие энергетические компании. При содействии специализированного учреждения ООН — ЮНИДО, Россия и Иран начали разработку проекта создания транспортного коридора Север-Юг (Хельсинки-Москва-Тегеран-Эр-Риад) под сокращенным названием НОСТРАК, который можно трактовать как дополнение к европейскому проекту ТРАСЕКА. Следовательно, перспективы ГУАМ оказались зависимыми от способности России реализовать свои альтернативные трубопроводные проекты «Голубой поток», «Ямал-Европа», «Северный маршрут», а также КТК-Тенгизьке нефтяное месторождение в Казахстане — Новороссийский порт.

Практика сотрудничества стран ГУАМ доказала эффективность механизма многосторонних консультаций, и составило основу организационной структуры объединения. Этапным событием в становлении нового регионального объединения оказался июньский саммит 2001 года (г. Ялта), который определил окончательную цель — объединение в международную организацию [5]. По результатам саммита страны заключили Ялтинскую хартию, Конвенцию участников ГУАМ о взаимном предоставлении помощи по консульским вопросам; обсудили возможность заключения Соглашения о создании зоны свободной торговли, в рамках которой — вопросы, связанные с развитием, функционированием и обеспечением безопасности инфраструктуры транспортных коммуникаций, проходящие через территорию ГУАМ (в частности ТРАСЕКА). Было договорено о введении института председательства в ГУАМ [6].

Перспективами ГУАМ заинтересовались и другие страны — Словакия, Болгария, Румыния, которые могли бы принять участие в его работе в качестве наблюдателей. Во время визита в Словакию летом 2001 года главы Украины и Словакии обсудили возможные пути транспортировки энергоносителей, среди которых — намерение возродить Великий шелковый путь из Азии в Европу через Словакию, а грузы и товары — из Европы в Азию и Китай.

Особый вес странам ГУАМ предоставляет США, видя в организации дополнительное звено гарантирования стабильности и безопасности в регионе, обеспечение поступления, а также противовес российскому давлению. Американский конгресс частично финансирует организацию: в связи с десятилетием СНГ предоставил участникам объединения «на борьбу с терроризмом» 50 млн долларов. После трагических событий в США обеспечению безопасности и охраны трубопроводов от Каспия до черноморских портов Грузии стало еще более актуальным. ГУАМ мог бы играть роль форпоста в борьбе с терроризмом на Великом шелковом пути и транспортном коридоре ТРАСЕКА. На эту организацию можно было возложить ответственность за безопасность в регионе на границе Запада и Востока, безопасность трубопроводов, что касается интересов всего мирового сообщества.

13 июня 2002 МИД Узбекистана «учитывая отсутствие рациональности своего дальнейшего пребывания» (как говорится в официальном заявлении узбекского МИД) заявил о выходе страны из объединения. Свой отказ от участия в ГУАМ Ташкент объяснил отсутствием прогресса в деятельности организации. Позицию Ташкента по ГУУАМ можно объяснить значительными геополитическими изменениями в Евразийском регионе, оказалось частности в новой конфигурации отношений Россия — США, Россия — НАТО, а также Узбекистан — НАТО. На демарш узбекской стороны молниеносно отреагировало российское внешнеполитическое ведомство, напомнив Ташкента о возможном возвращении в Договор о коллективной безопасности (ОДКБ). Одновременно только в марте 2006 г. президент Узбекистана подписал соответствующий указ о выходе страны из объединения. Партнеры Узбекистана по ГУАМ взвешенно отнеслись к решению узбекской стороны: по их убеждению, выходить или приобретать членство в международной организации является суверенным правом каждого государства, одновременно не исключили, что Узбекистан также заинтересован в обеспечении охраны транспортных коридоров.

Важной вехой в объединении усилий стран ГУАМ оказался ялтинский саммит (19-20 июля 2002), представленный главами государств стран объединения. Напомним, что подготовка к саммиту началась задолго до его проведения. 18 июня в Киеве состоялась встреча с послами стран ГУАМ, 1 июля — совещание министров иностранных дел стран членов ГУАМ в Баку, 2 июля заседания министров иностранных дел стран ГУАМ, 17-18 июля заседание в Ялте Комитета национальных координаторов (КНК) ГУАМ, где было заключено Декларацию о совместных усилиях для обеспечения стабильности и безопасности в регионе, Положение о Совете министров иностранных дел, Решение о статусе наблюдателя деятельности ГУАМ и Заключительное коммюнике саммита. Рассматривались следующие документы: Соглашение о создании зоны свободной торговли, Временное положение об Информационном офисе ГУАМ, Соглашение о сотрудничестве в сфере борьбы с терроризмом, организованной преступностью и иными опасными видами преступлений, о сотрудничестве в области культуры на 2002-2005 гг, Соглашение о создание Делового совета ГУАМ.

20 июля 2003 на заседании глав государств были обсуждены перспективы развития и взаимодействия ГУАМ, рассмотрены и подписан ряд документов. Всего на саммит было подготовлено девять документов, среди которых Соглашение о создании зоны свободной торговли, Декларация об общих усилиях, направленных на обеспечение стабильности и безопасности в регионе, Соглашение о сотрудничестве в сфере борьбы с терроризмом, организованной преступностью и иными опасными видами преступлений. Эти документы можно считать основополагающими, четкими и недвусмысленными ответами организации на современные вызовы и угрозы, особенно в контексте событий 11 сентября 2001 В отсутствие своего узбекского коллеги четверо президентов подписали Положение о создании Совета министров иностранных дел организации, Декларацию о совместных усилиях для обеспечения стабильности и безопасности в регионе, а также документ о статусе наблюдателя в ГУАМ и общее коммюнике по итогам саммита ГУАМ.

Экономическое сотрудничество в рамках организации должна активизировать Соглашение о зоне свободной торговли и решение о создании Делового совета ГУАМ. Правовую базу объединения имеют целью укрепить Положение о Совете министров иностранных дел, Решение о статусе наблюдателя в ГУАМ, а также Временное положение об Информационном офисе. Комментируя подписание документа о создании зоны свободной торговли, Президент Украины подчеркнул, что Украина постоянно предлагала создать зону свободной торговли для партнеров из СНГ, но результатов не добилась. Зона свободной торговли нужна Украина и всем другим странам. Другого пути для развития ГУАМ не существует.

Координатор Госдепа США по вопросам помощи странам Европы и Азии заявил, что США готовы поддержать проекты ГУАМ, в частности по обустройству границ и таможен. Время США, как и в случае с нефтепроводом Баку-Джейхан, заинтересованы в существовании нескольких нефтепроводов в регионе. Конкретные формы сотрудничества были обсуждены во время двусторонних встреч главы украинского внешнеполитического ведомства с Генеральным секретарем ОБСЕ, Генеральным секретарем ОЧЭС и специальным представителем Исламской Республики Иран.

Диссонансом на саммите звучала позиция официальных представителей России, которые считают, что будущая деятельность ГУАМ вне России невозможна и объединению не удастся реализовать энергетические проекты. Россия, очевидно, видит в ГУАМ угрозу своим национальным интересам и средство институализации экспансии НАТО вместе с США в Черноморско-Каспийском регионе. К тому же реализация планов стран ГУАМ, на российское убеждение, повредит миротворческой роли РФ на постсоветском пространстве.

Следует отметить, что положительным моментом является консолидация усилий стран ГУАМ, который создал предпосылки реализации собственных национальных интересов, а также способствовала развитию равноправных отношений с другими странами СНГ. Генеральный секретарь ООН дал высокую оценку объединению как организации, способной внести весомый вклад в дело утверждения безопасности и стабильности в регионе. «Подавляющее большинство современных вызовов и угроз, — отметил К. Аннан, — не имеет границ. Поэтому сотрудничество становится не выбором, а необходимостью ». К. Аннан подтвердил готовность ООН к дальнейшему углублению взаимодействия с ГУАМ в духе партнерства. В декабре 2003 г. Организация Объединенных Наций приняла резолюцию о предоставлении ГУАМ статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Тем самым на высоком международном уровне было признано ГУАМ как международную региональную организацию, которая способна не только решать проблемы региона, но и внести свой вклад в дело борьбы с глобальными вызовами.

Активизация сотрудничества стран ГУАМ может содействовать решению проблем, связанных с топливно-энергетическим и транспортным комплексом и смежными производствами государств — участников (по маршруту Баку-Супса-Одесса-Броды-Адамова Застава-Гданьск-Плоцк. Значительные резервы углубления экономического сотрудничества и развития интеграционных процессов кроются в определенных секторах промышленного производства, формировании транспортных коммуникаций, реализации научно-технического потенциала, освоении рекреационных ресурсов, активизации международного туризма и т.д. Существуют определенные перспективы по реализации проектов ГУАМ в институцио-нальных возможностях Организации черноморского экономического сотрудничества, в рамках которой создан Фонд развития проектов, поскольку Украина, Грузия, Азербайджан и Молдова — члены ОЧЭС.

Вместе реалии свидетельствуют, что от сотрудничества в рамках ГУАМ Украина не имеет экономической отдачи. Участники объединения — преимущественно слабые экономические партнеры. По данным Межгосударственного экономического комитета СНГ, в 2000 г. ВВП Азербайджана и Молдовы находился на уровне середины 1960-х годов, Грузии — конца 1960-х годов, Узбекистана — конца 1980-х годов. Экономика этих государств, за исключением Узбекистана, полностью зависит от помощи извне. Ни одна из стран не имеет влияния в международных финансовых структурах. К тому же Украина не может рассчитывать на инвестиции из стран ГУАМ. Товарооборот между ними составляет около 2% от их внешнеторгового оборота, тогда как Россия является основным торговым партнером этих стран. К 2002 г. экономические отношения со странами ГУАМ Украины складывала стремительнее, чем с другими странами СНГ. Если уменьшение товарооборота со странами СНГ в среднем составило 23%, то со странами ГУАМ — 26%. Спад торгового оборота Украины со странами объединения иллюстрируют следующие цифры: объем торговли Украины с Азербайджаном в 1996 г. составил 119 100 000 долл., в 1999 г. — 63,2 млн долл., а в 2000 г. — 64, 6 млн долл. С Грузией в 1996 г. — 187,0 млн долл., в 1999 г. — 48,1 млн долл. и в 2000 г. — 48,1 млн долл. С Молдовой в 1996 г. — 310 400 000 долл., и соответственно 147,6 и 211 600 000 долл. С Узбекистаном — 239 500 000 долл. в 1996 г., 164,9 — в 1999 г. и 294,0 млн долл. в 2000 г.

Государства ГУАМ являются должниками Российской Федерации: на 1 августа 2000 официальный государственный долг Украины перед Россией составлял 1974000000 долл., или 18,8% общего объема внешней задолженности Украины (около 10 млрд долл. на 1 ноября 2000). Сохраняется грузинская задолженность перед Россией за электроэнергию — 46,4 млн долл. и природный газ — 83 млн долл. Поэтому, вероятно, заявление о создании зоны свободной торговли сегодня следует рассматривать скорее как гипотетическое явление, нежели объективное. Остаются значительные трудности на пути взаимодействия государств ГУАМ, которые заключаются не только в экономической несостоятельности партнеров, но и в геостратегической перспективе. Выход Узбекистана делает объединение чисто европейским, а сомнительные требования Молдовы (по поводу изменения уже запланированного маршрута трубопровода Одесса — Броды, в чем ощущается и российское влияние) сеют сомнения относительно ее дальнейшего участия в ГУАМ, также не является полезным для объединения.

В пространстве ГУАМ существуют негативные тенденции, тормозящие его экономическое развитие. Почти каждая страна сталкивается с внутренними конфликтными ситуациями (Абхазия, Нагорный Карабах, Приднестровье и др.). В ГУАМ вошли страны, которые имеют проблемы с Россией в военной сфере: в Украине базируется Черноморский флот РФ, в Молдове — остатки русской армии, в Грузии остаются российские военные базы, Азербайджан обеспокоен усилением военного присутствия России в Армении и т.д. Регион находится в окружении новых и бывших ядерных государств. В этом пространстве наблюдается образование своеобразного вакуума безопасности, для преодоления которого необходимы совместные усилия стран региона при поддержке всех заинтересованных государств и структур международной безопасности.

Участники объединения ведущую роль отводят Украины и возлагают на нее определенные надежды как на стабилизатора и гаранта стабильности в конфликтных регионах СНГ. Украине необходимо улучшить свое политическое и экономическое положение, содействовать интеграции стран ГУАМ в мировое сообщество, поднять собственный региональное влияние, расширить перспективные рынки сбыта за счет создания много-векторной системы сотрудничества со странами Черноморско-Каспийского региона. Своим участием в ГУАМ Украина получила шанс воспользоваться реальной геополитической тической ситуации. Перспективы видят в активизации усилий по урегулированию так называемых «замороженных конфликтов» в Абхазии, Нагорном Карабахе и Приднестровье; от 2001 г. проводятся регулярные политические консультации в формате «ГУАМ — группа Рио». Интересным вариантом для привлечения ГУАМ к мировым политических и экономических процессов является договоренность между президентами Украины и Бразилии содействовать развитию контактов между региональными организациями, участниками которых они являются.

Среди важных направлений взаимодействия является сотрудничество в области безопасности. Несмотря на заявления, что военно-политическое объединение даже в перспективе не будет создан, сотрудничество в военной области и сфере безопасности в определенной степени существует. В частности, проводились совместные заседания министров обороны в г. Баку (январь, июль 1999 г.), достигнута договоренность между руководителями Грузии и Украине назначать национальных координаторов по сотрудничеству в военной области (май 2003); участие вооруженных сил в совместных учениях в рамках программы «Партнерство ради мира»; реализация нескольких совместных проектов на уровне некоторых предприятий в области ВТС. Специфическими направлениями сотрудничества в области безопасности следует назвать борьбу с международным терроризмом и распространением наркотиков. Еще одним важным аспектом безопасности является сотрудничество по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, что связано прежде всего с охраной нефтяных коридоров, является фактором повышенного риска и первоочередными объектами терактов.

Важной формой сотрудничества и взаимопомощи является сотрудничество по консульским вопросам, согласно Конвенции государств-участников ГУАМ о взаимном предоставлении помощи по консульским вопросам (июнь 2001 г.). Предпринимаются попытки развивать сотрудничество и в гуманитарной области (создан Форум женщин стран ГУАМ; подписано Соглашение о сотрудничестве в области образования; о сотрудничестве между академиями наук стран-участ-ниц ГУАМ в области науки и техники; создан Совет по туризму и т.п.) .

Относительно перспектив объединения существуют разные прогнозы, от оптимистических, что ГУАМ станет самостоятельной мощной и влиятельной организацией и к ней начнут присоединяться новые члены, как Болгария, Бразилия, Греция, Казахстан, Польша, Румыния, Словакия, США и Россия, — к самых пессимистических, т.е. о ее полный распад. О возможном реформировании ГУАМ могут косвенно свидетельствовать заявления Президентов Украины и Грузии (14 августа 2005) об образовании новой структуры балто-Каспий-ско-Черноморского объединения — Организации за демократию и экономическое развитие — ГУАМ [19].

Сейчас организация находится в довольно неопределенном состоянии. С одной стороны, начиная от 2001 г. интеграционные процессы внутри организации стали активными, происходит процесс институализации, подписан ряд важных соглашений, растет ее значение на международной арене. ГУАМ трактуют как самостоятельный субъект международных отношений, что свидетельствует об укреплении его позиций. С другой стороны, еще не разработаны прагматических проектов, которые бы заинтересовали всех участников: не консолидировано интересов; не сформирован общей структуры и не определены места в новом геополитическом пространстве Европы, Черноморском и Каспийском регионах. Поэтому сегодня говорить об отдаленной перспективе развития организации практически невозможно. Количество негативных факторов, влияющих на будущую судьбу организации, преобладают, а их оценочный статус часто выше, чем в факторов положительных.

Можно подытожить, что Украине в проведении своей внешней политики чрезвычайно заинтересована в деятельности ГУАМ, развития сотрудничества с ее участниками в различных областях. Необходимо учитывать и то, что страны ГУАМ проявили глубокую приверженность идее создания надежного пояса безопасности между Европой, Кавказом и Азией, что пролегать территориями участников. Одновременно учитывая сильное влияние в Черноморско-Каспийском регионе внешних факторов и невозможность странам-участницам за своей слабости самостоятельно противостоять им, очевидно, будущее ГУАМ зависит от позиции США, ЕС, России, Турции, Ирана и т.д. Основная же нагрузка в укреплении ГУАМ должна лечь на Украину как самую мощную в объединении государство.

Перспективным в межгосударственном союзе видится Черноморское экономическое сотрудничество, которое за ареалом охвата вышло за географические пределы СНГ. В ОЧЭС реализуется немало конкретных программ в области торговли, промышленности, энергетики, транспорта и связи, науки и техники, сельского хозяйства, экологии и туризма и т.п. ЧЭС была создана по инициативе президента Турецкой Республики Тургута Озала в 1992 г. одиннадцатью черноморскими странами для поощрения сотрудничества в регионе. Участниками организации являются Азербайджан, Албания, Болгария, Армения, Греция, Грузия, Молдова, Россия, Румыния, Турция и Украина. Статус наблюдателя в ЧЭС имеют Австрия, Египет, Израиль, Италия, Польша, Словакия и Тунис. Сотрудничество стран-участниц ЧЭС происходит на двустороннем и многостороннем уровнях путем заключения соглашений по конкретным проектам. К приоритетным проектам относятся создание транспортного коридора Европа-Кав-каз-Азия (TRACECA), строительство нефте-и газопроводов, таких трубопровод Новороссийск-Бургас-Алексан-дрополис, участки Баку-Батуми и Баку-Супса, осуществление других коммуникационных проектов между Азией и Европой.

Россия выступила с инициативой создания енергокольца, что соединило бы энергосистемы стран-участниц. Намечено проекты в области науки, техники, образования. Получила поддержку турецкая инициатива объединить национальные университеты и научно-исследовательские центры в единую информационную сеть. Страны-участники считают одной из важных задач — защита и улучшение экологической ситуации на
Черном море, хранение, использование и развитие его биопродуктивного потенциала. Страны углубили интеграцию: на ежегодной конференции министров иностранных дел ЧЭС (1998, г. Ялта) было решено ЧЭС предоставить статус организации — ОЧЭС. Долгосрочной целью, сформулированной в Ялтинской декларации, является создание зоны свободной торговли. В декларации страны-участницы выразили желание либерализовать торговый режим в соответствии с правилами Всемирной торговой организации и подчеркнули приоритетность действующих соглашений с Европейским Союзом. Руководящим органом ОЧЭС является Совет министров иностранных дел государств-членов. Председательство в организации осуществляется по принципу ротации. Постоянный международный секретариат и генеральный секретарь ОЧЭС размещаются в Стамбуле (Турция). Действуют 14 рабочих групп. Организация имеет свой финансовый институт — «Черноморский банк торговли и развития» с резиденцией в Салониках (Греция), капитал которого составляет 1 млрд долларов. В банке с долями по 16,6% участвуют Греция, Турция и Россия, с долями по 13,5% — Болгария, Румыния и Украина, а доли остальных государств составляют по 2%.

Во время председательства Украины в ОЧЭС (в 2002 г.) было проведено заседание Совета министров иностранных дел стран-членов ОЧЭС (апрель 2002), пятую встречу нор-ных центров внутренних дел (март 2002) и вторую Черноморской транспортной конференции (март 2002 г.). Отдельное внимание было уделено подготовке международной конференции «Деловые возможности Черноморского региона», состоявшейся в октябре 2002 г. в Ялте.

Вопросы сотрудничества стран ОЧЭС в транспортной сфере регулирует Соглашение о сотрудничестве в области автомобильных перевозок (от 27 октября 2001), разработаны мероприятия по унификации некоторых документов и тарифов автопоездов-ции перевозок. Речь идет также о разработке проекта создания единой транспортной автомагистрали, которая бы надежно связала всех участников ОЧЭС. 28 января 2005 в Салониках состоялась встреча министров транспорта кра-ин-членов ОЧЭС, в которой приняли участие, кроме стран-участ-ниц, представители бизнес-совета ОЧЭС, Черноморского банка торговли и развития, Международного центра черноморских исследований, Еврокомиссии, Международной дорожной федерации, Комиссии Объединенных наций по экономическим вопросам, Ассоциации черноморских и азовских морских портов, Международной Ассоциации судовладельцев, Черноморской региональной ассоциации судостроителей и судовладельцев, Союза дорожнотранпортных ассоциаций в регионе ОЧЭС, других международных организаций. Конференция была посвящена вопросам интенсификации сотрудничества ОЧЭС и ЕС в сфере транспортных коммуникаций, обсуждению перспектив объединения транспортных систем Черноморского региона по трансъевропейских транспортными сетями (автомобильными, железнодорожными и морскими) для создания единого пространства перевозок в регионе, а также вопросам безопасности в транспортной сфере. По результатам конференции было принято совместное Заявление о соединении инфраструктуры Черноморской транспортной сети с трансевропейской транспортной системой. Украину на конференции представляли руководители Минтранса и МИД Украины, крупнейших портов и Ассоциации судовладельцев.

Особое внимание страны региона придают экологическим проблемам. Участники Международного конгресса по опреснению воды Черноморского региона (19 ноября 2002, г. Киев) отмечали, что антропогенная нагрузка на черноморский регион достигло критического уровня, а процесс умерщвления глубинных вод, связанный с повышением уровня сероводорода, ежегодно усиливается, степень загрязнения Черного и Азовского морей превышает уровень всех регионов Средиземноморского бассейна.

Среди причин такого положения ученые отмечают прежде преступное поведение некоторых стран черноморского региона (Румыния), которые активно загрязняют водные пространства: с 57400 тонн ежегодных выбросов на долю Дуная, впадает в Черное море, приходится 53300 тонн. По сообщению президента Национальной академии наук Украины Б. Патона, решением Совета министров иностранных дел стран-участниц ОЧЭС на базе Института коллоидной химии и химии воды им. А. Думанского НАН Украины создан Международный центр по изучению загрязнения воды Черноморского бассейна.

Весомость ОЧЭС и ее важность определяться предстоящими достижениями как в экономической, политической областях, так и в области безопасности. Участники организации видят перспективы ее развития прежде всего в сотрудничестве с ЕС (из всех стран ОЧЭС полноправным членом ЕС

Греция). Важно, что платформа сотрудничества ЧЭС и ЕС была принята на саммите министров иностранных дел организации еще в 1999 г. (Тбилиси). Участники заявили, что считают основными для себя те сферы сотрудничества, которые являются приоритетными для ЕС: развитие инфраструктуры, сотрудничество в торговле и создания благоприятных условий для притока иностранных инвестиций, устойчивое развитие и защита окружающей среды, борьба с различными проявлениями организованной преступности и др.

ОЧЭС является важной еще и потому, что ряд государств постсоветского пространства, которые считают деятельность СНГ неэффективной, видят в ОЧЭС определенную альтернативу для преодоления внутренних проблем и решения внешнеэкономических задач. К задач, связанных с противодействием новым вызовам безопасности, в частности терроризма, распространения оружия массового уничтожения, средств его доставки, организованной преступностью и т.д., привлекаться BLAC-KSEAFOR (специальная группа экспертов государств-участниц Черноморской группы военно-морского сотрудничества, в которую входят Болгария, Грузия, Российская Федерация, Румыния, Турция и Украина). Следовательно, Украина придает важное значение деятельности ОЧЭС, поскольку видит в ней альтернативные возможности для всестороннего сотрудничества со странами региона.

Страны Северной Америки и Европы очень заинтересованы в разнообразии энергетических трансграничных проектов, в альтернативных потоках энергоносителей (и чем больше, тем лучше). С этой позиции ГУАМ имеет шансы развернуться во влиятельную международную структуру и также имеет будущее. Следует учитывать необходимость ГУАМ не только для обеспечения стабильности уже существующих транспортных энергоартерий и развития региона, но и для формирования безопасного, уравновешенного пространства.

Украинский государство через международные организации стремится создать механизм защиты государственных интересов, экономического роста, целостности и неприкосновенности своей территории.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector