РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ «СТАТИСТИКА»

Начинайте выполнение курсовой работы с подробного и тщательного ознакомления с требованиями к курсовой работе, содержащимися в «Методических указаниях по выполнению курсовой работы». Обратите внимание на принятую в статистике точность расчетов, на требования к объему и оформлению работы.

Перед выполнением работы также ознакомьтесь с правилами построения и оформления статистических таблиц и графиков, Приложений, списка литературы.

Курсовая работа состоит из 3 частей. Первая часть – теоретическая. Поскольку цель теоретической части – «углубить знания отдельных разделов статистической методологии», материалов лекций и одного учебника для раскрытия указанной в задании темы недостаточно. Необходимо использовать различные учебники, учебные пособия, специальную литературу (подробный список литературы по каждой теме программы курса имеется в папке «Статистика» в методическом кабинете), журнал «Вопросы статистики».

Для написания теоретической части составьте план. Помочь в составлении плана теоретической части может также методическое пособие «Статистика. Программа для студентов III курса (I и II образование), специальности «Финансы и кредит». М.: ВЗФЭИ, 2004» (в читальном зале библиотеки или в методическом кабинете). В этой  Программе указаны основные вопросы, раскрываемые в рамках той или иной темы курса статистики.

Поскольку темы курсовой работы в основном имеют комплексную формулировку, Вы не сможете найти в учебниках параграфы с аналогичными названиями.  Вам придется раскрывать указанную тему самостоятельно, используя различные источники.

В большинстве тем курсовых работ необходимо пояснить применение статистических методов для изучения тех или иных социально-экономических явлений или процессов.

Например, «Статистические методы изучения миграции населения». В этом случае теоретическая часть курсовой работы может быть следующей. В § 1 поясните понятие миграции, задачи статистики в области изучения миграции, источники данных для статистического изучения миграции. В § 2 приведите основные статистические показатели (абсолютные, относительные, средние), характеризующие уровень и динамику миграции населения: формулы их расчета, смысл результатов и соответствующие актуальные статистические данные, характеризующие миграцию в России (Архангельской области и т.п.). В § 3 поясните, что входит в статистическую методологию (метод статистического наблюдения, метод группировок, метод обобщающих показателей – метод средних, индексный метод и т.п.). После этого покажите применение какого-либо метода для изучения миграции населения. Например:

-формы и виды статистического наблюдения миграции (приведите формы статистической отчетности по миграции населения);

— основные группировки, используемые для изучения миграции;

— вычисление и анализ средних показателей, характеризующих миграцию;

— изучение динамики миграции – абсолютные, относительные и средние показатели динамики; индексный метод изучения динамики миграции;

— основные статистические модели, используемые для изучения и прогнозирования миграции населения.

Основная ошибка при раскрытии подобной темы – разъединение предмета изучения (статистических методов) и объекта изучения (миграции населения). Ваша задача не пояснить какой-либо статистический метод вообще, а показать применение выбранного метода конкретно при изучении миграции. Например, если Вы хотите показать изучение динамики миграции населения, то не переписывайте конспект лекций по ряду динамики, следует написать сразу «абсолютное изменение  сальдо миграции по сравнению с базисным (предыдущим) годом  характеризуется показателем …., который рассчитывается …. и показывает …. . Относительное  изменение сальдо миграции по сравнению с базисным (предыдущим) годом характеризуется темпом прироста, который рассчитывается…. и показывает…». И т.п.

Если Вы поясняете, например, применение индексного метода в изучении динамики фонда заработной платы, напишите, от каких факторов зависит динамика фонда заработной платы, приведите соответствующую систему взаимосвязанных индивидуальных индексов, систему взаимосвязанных общих индексов, поясните методику данных конкретных индексов. Не следует переписывать конспект лекции по теме «Индексы», начиная с индексов физического объема товарооборота.

При описании какой-либо отрасли статистики (например, «Статистика населения») последовательно раскрываются следующие вопросы:

— Предмет и объект изучения данной отрасли статистики;

— Задачи данной отрасли статистики;

— Источники информации данной отрасли статистики;

— Основные разделы данной отрасли статистики;

— Основные абсолютные и относительные показатели;

— Статистические методы, используемые данной отраслью статистики;

— Основные проблемы, сложности и успехи данной отрасли статистики.

При описании конкретного статистического метода (например, «Метод корреляционно-регрессионного анализа для изучения …») придерживайтесь следующей схемы изложения:

—       задачи данного метода, в какой области и для чего он используется;

—       предпосылки, условия и ограничения применения  данного метода;

—       содержание метода, его возможности;

—       основные этапы (алгоритм) анализа указанного явления с применением данного метода;

—       преимущества и недостатки метода по сравнению с другими методами изучения соответствующих экономических  явлений и процессов.

Если для раскрытия темы необходимо описать различные методы (например, «Методы изучения взаимосвязей …»), составьте сравнительную таблицу, где укажите область и условия применения, преимущества и недостатки каждого метода.

При раскрытии темы старайтесь использовать числовые примеры не  с условными данными из учебников, а  с реальной статистической информацией из статистических сборников, журналов, газет, аналитических статей из интернета и т.п.

В соответствие с требованиями к курсовой работе третья, аналитическая, часть работы должна иллюстрировать применение описанных в теоретической части методов на конкретном реальном числовом материале. Поэтому предусмотрена возможность изменения темы в зависимости от доступности студенту тех или иных статистических данных. Для этого необходимо согласовать новую тему с преподавателем и написать заявление на имя заведующей кафедрой Вехоревой А.А.  (см. примерный образец заявления). При изменении темы задачи второй части курсовой работы не меняются.

Во второй части работы необходимо решить приведенные в «Методических указаниях» задачи. Перед решением полностью приводите условие задачи. Расчеты показывайте подробно, со всеми промежуточными вычислениями. Если какой-либо показатель можно рассчитать несколькими способами, укажите все эти способы, а расчет проведите наиболее  простым и рациональным. Поясняйте смысл всех полученных результатов, следите за их точностью и единицами измерения. Помните, что в статистике за каждой цифрой стоит конкретное явление, любое арифметическое действие должно приводить к результату, имеющему реальный смысл! Если расчеты второй части выполняются в EXCEL, в Приложении приведите распечатки таблиц в режиме формул.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector