Основные философские учения Древней Индии

В Древней Индии были распространенны 6 способов воззрения (даршан), которые все считаются равноправной формой толкования истины:

Миманса («разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях) Основные принципы школы — обрядность, антиаскетизм и антимистика. Центральная цель школы — разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом,

— Веданта (завершение «Вед») учит о возникновении мира из Брахмана; отдельные души через познание или любовь к Богу автоматически достигают спасения, достигают единения с Богом, не сливаясь с ним. В действительности все многообразие есть иллюзия (майя), отдельные души идентичны неизменной Брахме. Брахман в древне-индийской философии – «душа мира», безличный абсолют.

— Санкхья («разумное взвешивание», или «перечисление») проповедует атеистический плюрализм: первовещество только по видимости связано со своего рода душой-духом; преодоление этой иллюзии гарантирует освобождение, то есть нужно разделить дух и материю,

— Йога (напряжение, тренировка) совокупность различных духовных и физических практик, нацеленных на управление психикой и психофизиологией ради достижения возвышенного духовного состояния; её теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог.

— Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления и средствах познания реальности,

В одну систему с йогой слилась Вайшешика, которая стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире. Вайшешика развивала учение о категориях и атомистику; будучи теистической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении её в орган мышления.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector