Проблема первоосновы мира в античной философии: Милетская школа, пифагорейцы, элеаты, Гераклит, Демокрит.

Ионийская философия представлена в основном Милетской школой и философом-одиночкой Гераклитом. Она в целом стихийно-материалистична и наивно-диалектична. Основателем Милетской школы является Фалес. Аристотель писал, что большинство тех, кто начинал заниматься философией считали началом всех вещей одни лишь начала в виде материи: то, из чего состоят все вещи, из чего первого они возникают и во что в конечном счёте уходят. Они считают, что ничто не возникает и не погибает, так как подобная основная природа всегда сохраняется. Количество и форму такого начала не все указывают одинаково, но Фалес – родоначальник философии – считает её водой. Фалес, понимаю воду как начало, наивно заставляет плавать на ней землю – в этой форме он ещё представляет и субстанциональность воды. Также воду он полагал «разумной» и божественной, ибо повсюду живут Боги.

Анаксимандр расширил понятие о начальном и первоисточником всего называл «Апейрон» (Баспредельный, безграничный, бесконечный).

Гераклит видел начало всего сущего в огне, ибо он представлялся древним веществом и был наиболее подвижен. Гераклит считал, что огонь рождает воду, а вода уже рождает небо, землю и всё, что между ними. Физичное понимание субстанции.

Пифагор был первым мыслителем, который по преданию назвал себя философом, то есть «любителем мудрости». Он же впервые назвал вселенную космосом, то есть «прекрасным порядком». Предметом его учения был мир как стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа.

Основу последующего философского учения пифагорейцев составила категориальная пара двух противоположностей – предела и беспредельного. «Беспредельное» не может быть единым началом вещей; иначе ничто определённое, никакой «предел» не был бы мыслим. С другой стороны, и «предел» предполагает нечто такое, что определяется им. Отсюда следует вывод Филолая, что «природа, сущая в космосе, гармонически сложена из беспредельных и определяющих; так устроен и весь космос, и все, что в нём». Математичное понимание субстанции.

У Элеатов субстанция – это бытие. Философичное понимание субстанции. Ксенофан видел основу всего сущего в земле. Якобы вся земля была покрыта морем, но потом поднялась и стала сушей, и тогда появилась жизнь.

Демокрит относится к атомистам. Первоначала атомистов – атомы (бытие) и пустота (небытие). Живое возникло из неживого по законам природы, без всякого творца и цели. Якобы когда земля была ещё мягкой, как глина, на ней образовались плёнки, похожие на гнойные нарывы. Днём солнце их нагревало, ночью их питала лунная влага. И из них в итоге появились люди и различные виды животных.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector