Проблема человека в античной философии: софисты, Сократ, сократические школы.

Софисты – платные учителя «мыслить, говорить и делать». В условиях античной рабовладельческой демократии риторика тала царицей всех наук. Искусство убеждать, умение представлять чёрное белым и наоборот было весьма полезным в то время. Они по философии своей были агностиками (то есть считали, что мир непознаваем). Отрицали объективную истину, но только объективную, признавая, что у каждого человека истина своя.

Протагор (представитель софистов) считал, что «всё истинно». Нужно выбирать между двумя противоположными мнениями. Этот выбор человек совершает принимая одно мнение и отбрасывая другое. Человек свободен. Протагор считает именно человека мерой всех вещей. То есть какими вещи представляются человеку, такими они и будут, естественно для разных людей разными. Добро и зло относительны, и при определении того, что хорошо, а что плохо опять же человеку нужно исходить из собственной выгоды, в лучшем случае – государственной выгоды.

Сократ – собственная жизнь этого философа и есть воплощение его учения. Интересной мне показалась статейка о «демоне» Сократа. Это некий внутренний голос, посредством которого Бог склоняет Сократа к философствованию, всегда при этом что-нибудь запрещая. Сократ с детства слышал этот голос и отклонял его от некоторых поступков. Таким образом, этот голос имел отношение к практической деятельности Сократа, не играя роли в самом философствовании. В этом усматривается мнение Сократа о том, что человек, хоть и имеет над собой контроль высших сил, но контроль не абсолютный, и может сам корректировать свои поступки.

Предметом философии Сократ избирает человека, но только как нравственное существо. Сократ избрал своим девизом надпись над входом в храм Аполлона в Дельфах «Познай самого себя». Самопознание для Сократа имело вполне определённый смысл. Познать самого себя – значит познать себя как общественное и нравственное существо, притом не столько именно себя, сколько человека в целом.

Антисофизм Сократа заключался в том, что человек может изменить своё мнение, а истина должна оставаться одной. То есть он признает человека чуть меньшим существом, по сравнению с софистами, которые считали, что даже истина зависит от человека.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector