Классическая античная философия: Платон и Аристотель.

Платонизм – философское учение Платона и его последователей, утверждающее абсолютную реальность идей и бессмертие души. Некоторые истолковывают платонизм, как утверждение, что универсальные понятия существуют независимо от их конкретных воплощений.

Платонизм обычно подразделяют на три основных периода: ранний, промежуточный и неоплатонизм. Объединительными чертами, характеризующими догматику школы на всём протяжении её существования, являются учение о бессмертии бестелесной души, а также противопоставления чувственного и умопостигаемого, становления и бытия, знания и мнения, идей и вещей.

— Ранний (или «древний») (4 в. до н. э.), связанный с именами Платона и его ближайшего окружения. Среди различных обсуждаемых тем особенную важность имел вопрос об онтологическом статусе идей. Начиная с I века до н. э., платоники, используя Аристотеля и пифагореизм, стали решительно бороться со всеми элементами натурализма, сохранившимися ещё у самого Платона.

— Промежуточный (или «средний»)(1 в. до н. э. — 2 в. н. э.). После периода скептицизма, начинается формирование догматического платонизма. В I веке до н. э. на путь строгой систематизации платонизма встал Посидоний, Основными моментами этого периода принято считать систематизацию платоновского наследия в учебниках, комментирование диалогов Платона и установление различия между учениями Платона и Аристотеля.

— Неоплатонизм – направление античной философии 3—4 вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений.

Аристотель – был первым учёным, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития – социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли.

Бытие – живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами бытия:

— Материя – многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти стихий: воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

— Форма – причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог. Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи: оно представляет собою слияние материи и формы.

— Действующая причина (начало) – началом всех начал является Бог.

— Цель – высшей целью является Благо.

То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, по мнению Аристотеля – это душа.            «Именно душа придаёт смысл и цель жизни».

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector