Инструменты госрегулирования кредитно-финансовой сферы АПК.


Формы и методы госрегулирования продовольственного рынка:

Методы госрегулирования:

  1. установление минимальных гарантированных защитных цен на отдельные виды зерна и проведение государственных товарных и закупочных интервенций (общепринятая мировая практика в случаях перепроизводства зерна и падения цен на внутреннем рынке)
  2. органы власти могут использовать в качестве метода госрегулирования прямое воздействие на цену через дотации к гарантированным ценам.
  3. В целях стимулирования структурной перестройки посевных площадей зерновых культур используются прямые платежи из бюджета в виде премий за расширение посевных площадей. При этом применяется освобождение от уплаты региональных налогов.
  4. Упрощение процесса реализации зерна путем введения системы переуступаемых складских расписок или зерновых векселей, которые служат в качестве платежного и залогового средства для взаиморасчетов и привлечения кредитных ресурсов
  5. Реализация продукции через биржи при условии, что процент биржи устанавливается ниже, чем прибыль посредников при реализации с/х продукции.
  6. Краткосрочные товарные кредиты, которые предоставляются АПК под залог их имущества, включая продукцию.

Набор мер, которые применяются в области регулирования кредитно-финансовой сферы АПК достаточно изучен в мировой практике и активно применяется. Самыми распространенными мерами во всех без исключения государствах являются:

—          субсидирование процентной ставки кредитов для с/х производителей

—          частичное обеспечение банковских ссуд государственными гарантиями

—          создание специализированных кредитных институтов для аграрного сектора

—          комплекс мер, включающих: списание долгов, покупка старых долгов специальными фондами, возмещение государством дебиторской задолженности в III сфере АПК, приватизация агропромбанков, создание всевозможных гарантийных фондов, в которых сочетаются субсидирование процентной ставки и предоставление гарантий в размере от 15-50% взятого кредита при наличии залога.

Субсидирование процентной ставки кредитов: возникает в условиях высокой инфляции под давлением производителей, которым возмещается разница между рыночной процентной ставкой и той ставкой, которая может реально их устроить. Такие субсидии осуществляются путем выплаты из бюджета не только процента, но и части суммы предоставленного кредита. Выплаты могут осуществляться также из специализированного фонда поддержки аграрной сферы.

Преимущества:

  • не искажаются конкурентные условия на рынке финансовых услуг, так как субсидии получают непосредственно производители, а не коммерческие банки
  • государство определяет условия получения субсидии, проецируя участие в нужной для государстве программе.

Недостатки:

  • увеличивается дефицит бюджета и государственного внутреннего долга
  • товаропроизводитель, который использует относительно дешевый финансовый ресурс как правило не отслеживает конъюнктуру производимой продукции
  • банковские учреждения и организации первой и третьей сферы АПК уходят из аграрного сектора, т.к. считают ненужным для себя конкурировать с государством
  • кредит обладая свойством многовариантности использования направляется в другие более прибыльные отрасли.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector