Финансы транспорта.


1. Особенности организации финансов транспорта.

В РФ доля транспортных издержек в стоимости продукции в среднем составляет 20% и по отдельным видам продукции от 45 до 50%.

Транспорт ежегодно потребляет приблизительно 18% производимого дизельного топлива, 6% — электроэнергии, 10% — лесоматериалов, 4% — черных металлов, производимых в РФ.

В транспортном комплексе занято 6 млн чел.

Транспорт как отрасль экономики имеет следующие особенности:

1)      Продукция транспорта не имеет вещественной формы, так как с помощью транспорта перемещается продукция и товары, созданные в других отраслях экономики

2)      Транспорту не принадлежит предмет его труда, а именно перевозимые грузы

3)      Цены на транспортную продукцию складываются на основе тарифов отдельно по грузовым и пассажирским перевозкам. В качестве единицы измерения транспортной продукции используется тонно-км, пассажиро-км, отправленные тонны грузооборота, количество перевезенных пассажиров.

4)      Специфика работы транспорта предполагает учет пропускной способности на дорогах, и в данном случае для учета используется грузонапряженность

5)      Транспорт не создает и не добавляет ничего вещественного к перевозимому товару или грузу, так как на транспорте продается непосредственно сам производственный процесс.

Как всякий производственный процесс транспортные перевозки включают несколько этапов:

´        Погрузка в подвижной состав

´        Перемещение грузов между пунктами отправления и назначения

´        Выгрузка грузов и подвижного состава в пункте назначения.

Каждый из элементов транспортного процесса в свою очередь складывается из различных операций. Например, погрузка включает затраты по подготовке груза к отправлению, сортировке его по получателям и направлениям, погрузка в подвижной состав, закрепление грузов, взвешивание, оформление транспортной документации.

Среди видов транспорта выделяют:

°       Железнодорожный

°       Авто

°       Речной

°       Морской

°       Авиа

°       Трубопроводный

°       Гужевой

°       Монорельсовый

°       Транспорт на магнитной подушке

°       Струнный.

Основным условно-натуральным экономическим показателем продукции транспорта является грузооборот, который представляет собой произведение количества перевезенного груза в тоннах на расстояние перевозки в км.

Грузонапряженность – это показатель интенсивности использования транспортных путей, который измеряется количеством тонно-км, приходящихся на 1 км эксплуатационной длины дорог.

На автомобильный транспорт приходится 80% перевозок товаров народного потребления внутри страны, и более половины перевозок пассажиров. Если в целом на долю грузовых перевозок автомобильный охватывает 9%.

Самая высокая заработная плата у работников трубопроводного транспорта.

2. Особенности организации финансов ж/д транспорта.

Ж/д траснпорт – это вид транспорта, осуществляющий перевозки грузов и  пассажиров по рельсовым путям в вагонах с помощью локомотивной или мотор-вагонной тяги. Ж/д транспорт является наиболее фондоемкой отраслью РФ, т.к. доля амортизационных отчислений в себестоимости перевозок по отдельным видам достигает 70%, что в среднем в 4 раза превышает аналогичный показатель промышленности.

По состоянию на 2003 г износ основных средств в ж/д транспорте – 59,8%.

Основные средства ж/д транспорта включают в себя: как производственные, так и непроизводственные.

Основные производственные средства включают в себя:

°       Основная группа состоящая из сооружений и передаточных устройств, к которым относится земляное полотно, устройства сигнализации и связи, водоснабжение, верхнее строение ж/д пути, ж/д мосты и туннели (доля – 65%)

°       Производственные и служебные помещения, здания локомотивных депо, здания ж/д станций (5%)

°       Подвижной состав, который включает в себя локомотивы и вагоны (25%)

°       Машины, оборудование и измерительные приборы (генераторы, паровые котлы, оборудование депо), лабораторное оборудование (5%).

В структуре оборотных средств основной удельный вес занимают вспомогательные материалы (40%), топливо (10%), запасные части (30%), материалы верхнего строения путей (10-15%).

Под ж/д тарифами понимается система цен или ставок по которым взимается плата за перевозки. В свою очередь тарифы подразделяются на грузовые и пассажирские. В связи с тем, что РЖД является государственной компанией по закону «О естественных монополиях» тарифы на перевозки грузов, пассажиров и багажа устанавливаются федеральной тарифной службой.

Исходной базой для построения ж/д тарифов служит стоимость перевозок и сумма отраслевой нормы прибыли.

При формировании тарифов также учитывается назначение перевозимой продукции для экономики страны. Фондоемкость и трудоемкость перевозок и тарифы в целом должны обеспечивать рентабельность работы ж/д транспорта.

Грузовые тарифы классифицируются по видам грузов, расстояниям, скорости перевозок, и размерам отправки груза (по-вагонные, контейнерные и мелкие).

Пассажирские тарифы:

´        По видам сообщения (дальние и пригородные)

´        По категориям поездов (скорые, пассажирские)

´        По типам вагонов (купе, СВ, плацкарт)

Эксплуатационные расходы ж/д транспорта по экономическому содержанию делят на основные и накладные.

К основным относятся расходы связанные с выполнением непосредственно производственного процесса (по формированию и отправке составов, стоимость топлива и энергии, сумма начисленной амортизации).

К накладным относятся общехозяйственные и управленческие. (10%)

При планировании стоимости ж/д перевозок используются две основных калькуляционных единицы: 10 тонна-км, 10 пассажиро-км.

Данные показатели рассчитываются путем деления расходов по видам перевозок на объем перевозок. На расходы по перевозке пассажиров относят все расходы по пробегу багажных и почтовых вагонов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector