Автомобильный транспорт осуществляет перевозку грузок и пассажиров по безрельсовым путям.
Перевозки автомобильным транспортом обладают следующими преимуществами по сравнению с ж/д:
´ Высокая маневренность
´ Возможность непосредственной доставки груза без дополнительных перегрузок
´ Скорость доставки автомобильным транспортом в 2 раза превышает скорость доставки ж/д транспортом
´ Автомобильный транспорт сокращает время нахождения груза в пути.
Финансы автомобильного транспорта имеют свою специфику, которая отражается в формировании прямых затрат, а также состава и структуры основных и оборотных средств:
— Большинство прямых затрат определяется в зависимости от общего пробега автомобиля, а не от внутреннего объема по перевозке груза
— В структуре основных средств основной удельный вес занимает подвижной состав (58%), здания и сооружения (40%), силовое и производственное оборудование (2%).
По состоянию на 2003 г структура автомобильного транспорта была:
° Легковые – 68%
° Автобусы – 2%
° Грузовые – 14%
° Мототранспорт – 16%
Производительность работ на автотранспорте может измеряться в тонна-км, автомобиледнях, автомобилечасах, машино-км и машино-часах.
В составе оборотных средств наибольший удельный вес занимают запчасти и автошины, удельный вес сырья и материалов незначителен, отсутствует НЗП, так как процесс производства и реализации совпадает по времени.
Стоимость автомобильных перевозок рассчитывается:
А) по грузовым перевозкам на 10 тонна-км (при оплате по сдельным тарифам) или на 10 машино-часов работы (при почасовой оплате)
Б) по пассажирским перевозкам по перевозкам на 10 платных км пробега.
В соответствии с инструкцией по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте, утвержденной 24,07,03 доходами от обычных видов деятельности являются:
1) Выручка от внутренних и международных грузовых перевозок
2) Выручка от внутренних и международных перевозок пассажиров в автобусах
3) Выручка от перевозок пассажиров в легковых таксомоторах
4) Выручка от перевозок грузовых таксомоторов
5) Выручка от предоставления легковых автомобилей для обслуживания предприятий и организаций
6) Выручка от направления автомобилей для работы вне места их постоянного пребывания
7) Выручка от использования порожних пробегов грузовых автомобилей других организаций
8) Выручка от предоставления легковых и грузовых автомобилей на условиях проката
9) Доходов от транспортно-экспедиционных операций, осуществляемых водителем
10) Выручка от погрузочно-разгрузочных работ
11) Доход от складских операций
12) Доходы грузовых автостанций
13) Доходы автовокзалов и автостанций
14) Доходы от перегона автомобилей с автомобильных и авторемонтных заводов
15) Доходы, получаемые в виде вознаграждения автотранспортной организацией по договорам комиссии на транспортную экспедицию.
Министерством транспорта и департаментом автомобильного транспорта установлены нормы расхода топлива и смазочных материалов на автотранспорте, срок действия до 01.01.08. Это документ, который предназначен для всех автотранспортных предприятий и организаций независимо от форм собственности.
Нормы расхода топлива или смазочного материала применительно к автотранспорту подразумевают установленное значение меры потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.
При нормировании расхода топлива различают базовое значение, которое определяется для каждой модели, марки и модификации автомобиля в качестве общепризнанной нормы и также различают расчетное нормативное значение расхода топлива, которое учитывает выполняемую транспортную работу в условиях эксплуатации автомобиля.
Основными показателями измерения эффективности работы подвижного состава являются такие показатели, как:
´ Коэффициент выпуска на линию (отношение автомобиле дней работы конкретного автомобиля к количеству автомобиле дней всех имеющихся автомобилей)
´ Коэффициент использования грузоподъемности (отношение фактически привезенного груза к номинальной грузоподъемности автомобиля).