В советский период развития российской экономики понятию «конкурентоспособность» как научной категории не уделялось должного внимания в связи со спецификой развития нашей страны. До середины 80-х годов проблемы конкурентоспособности, стоявшие перед предприятиями-экспортерами, формулировались в виде задач по обеспечению конкурентоспособности продукции. По мере перехода к рыночным отношениям и вовлечения страны в мирохозяйственные связи, в отечественной науке появилось понятие «конкурентоспособность субъектов хозяйственной деятельности».
В настоящее время в рыночной системе хозяйствования данная категория является одной из важнейших, так как в ней сконцентрированы экономические, научно-технические, производственные, управленческие и иные возможности не только отдельного предприятия, но и экономики страны в целом. В России понятие «конкурентоспособность» входит в деловую жизнь, проблемы повышения конкурентоспособности стоят весьма остро и не вызывает сомнения актуальность ее для выработки стратегии развития и принятия конкретных решений.
В связи с этим целью настоящей дипломной работы является анализ конкурентоспособности ОАО «Пингвин» и разработка программы ее повышения.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие вопросы:
— исследовать сущность конкурентоспособности и теоретических подходов к ее оценки;
— определить факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности организации;
— привести краткую характеристику ОАО «Пингвин»;
— разработать пути повышения конкурентоспособности анализируемой организации.
Поставленная в работе цель требует решения следующих задач:
— проведение хозяйственно – экономического анализа деятельности организации;
— оценка ликвидности и платежеспособности организации с помощью абсолютных и относительных показателей;
— анализ факторов внешней и внутренней среды;
— оценка и анализ конкурентоспособности.
Объектом исследования является ОАО «Пингвин».
Предметом исследования является конкурентоспособность ОАО «Пингвин».
Для анализа конкурентоспособности используется бухгалтерская отчетность ОАО «Пингвин» за 2004-2006 годы.
Теоретические и методологические основы исследования: законодательные и нормативные документы, работы отечественных и западных экономистов, периодические издания, официальные данные Федеральной службы государственной статистики, бухгалтерская и отчетная документация ОАО «Пингвин».
В процессе дипломного исследования использовались такие методы и приемы исследования как: сравнение, наблюдение, метод экспертной оценки, системный анализ, SWOT – анализ, построение аналитических таблиц и рисунков.