Понятие «конкурентоспособность организации»

Российские экономисты, занимаясь в течение последнего десятилетия изучением конкурентоспособности, разработкой методик и рекомендаций по данному вопросу, до сих пор не пришли к единой методологической базе. Кроме того, сдерживающим моментом при разработке и реализации стратегии повышения конкурентоспособности является недостаточная научная проработанность формирования в специфических условиях реформирования экономики.

Определение конкурентоспособности как экономической категории необходимо начать с выяснения этимологии этого слова. В словаре русского языка «конкурентоспособный» — способный выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам. Это определение базируется на понятии «конкуренция» (CONCURRENTIА), что в переводе с латыни означает столкновение, состязание в результате каких — либо действий. Под данным термином чаще всего подразумевают борьбу между производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Российские ученые В. В. Акишин и В. А. Шабашев рассматривают термин «конкуренция» как слово, имеющее общесоциологический смысл: соперничество, состязательность и как экономическую категорию, выражающую отношение между предпринимателями по поводу присвоения добавочной прибыли.

По мнению В. Лунева, конкуренция в современных условиях остается формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики: победителей и побежденных. Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных целей за счет ущемления интересов других участников. С одной стороны, на рынке конкурируют товары, услуги, а с другой стороны — потребители, производители.

Некоторые российские ученые «конкурентоспособность» определяют как многоплановую категорию на уровне товаропроизводителя, отрасли, страны. Развивая этот подход, следует обратить внимание на трактовку рядом ученых понятия «конкурентоспособность» в самом широком смысле слова, отождествляя его с возможностью выигрыша в соревновании, а в самом общем виде — как обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Так, американские экономисты Д. Хайн и М. Эрлих считают, что «конкурентоспособность в широком смысле слова есть способность страны или фирмы продавать свои товары на мировом рынке». Английский экономист К. Энок трактует понятие «конкурентоспособность» как «предоставление покупателю преимуществ в цене, скорости доставки товара, техническом обслуживании и так далее, обеспечивающих производителю возможность реализации своих товаров в ущерб конкурентам».

По определению группы ученых, конкурентоспособность субъекта означает способность субъекта конкурировать, побеждать в конкурентной борьбе, проявляющуюся в его конкурентном отличии, дает субъекту наилучшие возможности в сохранении существующих и привлечении новых покупателей при завоевании новых рынков сбыта.

Другие авторы утверждают, что конкурентоспособность предприятия — это характеристика, отражающая отличие конкретного производителя от конкурентов, применимая к длительному промежутку времени (в сравнении с «конкурентоспособностью продукции», которая может определяться в любой промежуток времени — год, месяц, неделя, день) и содержащая оценку степени соответствия собственного развития общественным потребностям. П. Завьялов определяет «конкурентоспособность предприятия» как возможность эффективной хозяйственной деятельности и прибыльности в условиях конкурентного рынка, которая обеспечивается всем комплексом имеющихся у предприятия средств. При этом производство и реализация конкурентоспособных товаров и услуг является обобщающим показателем жизнестойкости предприятия, умением эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциалы. Кроме того, российскими учеными И. Герчиковой, А. Градовым, Н. Новиковым, А. Гольцовым, В. Соловьевым, А. Селезневым и другими предлагается целый ряд определений конкурентоспособности предприятия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector