Принципы исследования конкурентоспособности предприятия

Целью проведения исследований позиции организации в конкурентной борьбе и конкурентоспособности ее отдельных товаров, продукции или услуг является сбор и анализ информации, необходимой для выбора конкурентных стратегий. Для этого необходимо установить привлекательность данной отрасли в долгосрочной перспективе, также определить конкурентные позиции организации и ее продуктов по сравнению с другими организациями данной отрасли.

М. Портер выделил пять конкурентных сил, определяющих привлекательность отрасли и позиции данного предприятия в конкурентной борьбе в этой отрасли, а точнее: «Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса ее изменения. В любой отрасли экономики, неважно действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, суть конкуренции выражается пятью силами»:

—         угрозой появления новых конкурентов;

—         угрозой появления товаров – заменителей;

—         силой позиции поставщиков;

—         способностью покупателей торговаться;

—         соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой (силы центрального ринга).

Угроза появления новых конкурентов. Существует такое понятие, как «барьер входа в отрасль», высоту которого следует учитывать как фирмам, находящимся внутри отрасли (для них, чем выше барьер, тем лучше), так и организациям, которые предполагают осуществить выход в новую отрасль (для них, чем он ниже, тем лучше).

Угроза появления товаров – заменителей. Что касается угрозы замены данного продукта новыми продуктами, то имеется в виду производство новых продуктов, удовлетворяющих ту же потребность, но созданных на основе принципиально новых идей. При оценке угрозы замены необходимо учитывать характеристики и цену продукта-заменителя по отношению к традиционным продуктам, цену переключения на использование нового продукта, которая может быть достаточно высокой из-за необходимости потребителям продукта-заменителя менять оборудование, переучивать кадры и прочее. Кроме того, следует учитывать, предрасположен ли потребитель к замене традиционно покупаемых продуктов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector