Современный мировой порядок: моральные принципы и безнравственная суть

В нынешнюю эпоху человечество так и не избавилось от фактического неравноправия, опасности военных конфликтов, демографических, экологических и других мировых проблем. В условиях глобализации возрастает степень взаимозависимости государств в политической, экономической, социальной, культурной и других аспектах. Решение трудных проблем требует объединения усилий всех стран мира, всего человечества. Современный мировой порядок динамично трансформируется по сложной траектории: роль государств, межправительственных и неправительственных организаций, транснациональных корпораций и других актеров на международной арене, претерпевает существенных изменений. Оценка современного мирового порядка с моральной позиции и выявление перспектив его будущего развития является очень актуально для научных дисциплин, осуществляющих исследования в сфере международных отношений.

Проблематике формирования и развития современного мирового порядка, в частности такой его важной составляющей, как международный порядок, а также его основополагающих принципов и норм, посвящено значительное количество научных источников. Ученые анализируют также моральные принципы нынешнего мирового порядка. Однако обнаружение того, насколько современный мировой порядок действительности является отражением тех высоких нравственных принципов, на которых он должен быть построен, еще недостаточно изучено. Целью этой студии является исследование степени соответствия современного мирового порядка основополагающим моральным принципам и нормам.

Мировой порядок часто трактуют как систему организации отношений между государствами в мире в процессе развития мировых политических, экономических, социальных, культурных процессов. В таком понимании он фактически идентичен международному порядку. Мировой порядок можно представить как модель геополитического устройства мира, некую систему, элементами которой, помимо государств, есть межправительственные и неправительственные международные организации и другие геополитические силы. С позиции морали и права идеальный мировой порядок — это общепринятая организация общественной жизни в рамках всего мира на основе доминирования общечеловеческих нравственных ценностей и юридических норм международного права.

Задачей эффективного международного порядка как составляющей порядка мирового является удовлетворение потребностей государств основных актеров международных отношений в формировании действенной системы международной безопасности и организации взаимовыгодного сотрудничества на международной арене. Существование легитимного мирового порядка невозможно без такого международного порядка, который отвечает основным общим интересам государств и их граждан и основывается на эффективных процедурах межгосударственного сотрудничества. Задача создания и поддержания стабильного функционирования международного порядка возложены на институты международных организаций. Однако развитие межгосударственных институтов, расширение их полномочий предусматривает отказ государств и народов от абсолютного суверенитета.

Если мировое устройство отвечать абсолютно доминирующим среди населения планеты моральным принципам и нормам, то его основы организации и функционирования не повлекут противодействия со стороны большинства государств мира, авторитетных общественных организаций, ведущих конфессий, будут восприниматься как нравственно приемлемы большинством народов. С другой стороны, если принципы организации мира противоречат моральным нормам большей или значительной части населения мира, то такие принципы не могут считаться справедливыми. В такой ситуации мировой порядок требует коренных изменений, приведение в соответствие с тех моральных принципов и норм, признает подавляющее большинство населения мира.

Мораль — это способ определения, масштаб необходимого поведения субъекта в определенной социальной системе с целью обеспечения ее нормального функционирования и развития. Категорию «мораль» можно применить не только к людям, но и по социальным коллективов, государств, международных организаций. Мораль можно трактовать как общечеловеческий феномен, совокупность вечных правил, отражающих опыт, накопленный человечеством на протяжении тысячелетий, передаваемой от поколения к поколению. Именно мораль должна быть регулятором поведения людей относительно принципиального противопоставления добра и зла.

Можно предложить определенную иерархию уровней морали. Определенная личность несмотря на свой индивидуальный эгоизм способна учитывать интересы других как такие, что в некоторых случаях могут иметь приоритет перед ее собственными. Таким образом, индивидуальная мораль может быть качественно дифференцированной от узкоэгоистичных к альтруистической. Социальным группам в целом присущ низкий уровень морали через ограниченную способность подняться над своими интересами, отдать предпочтение интересам других социальных групп. Это коллективный эгоизм. А государства в своих отношениях на международной арене еще чаще пренебрегают моральными принципами, исходя почти всегда из собственных геополитических (эгоистических) интересов, в некоторой мере даже закономерным.

Долгое время наиболее приемлемой и выгодной в международных отношениях считали именно реалистичную геополитику, выходившей из расчета целесообразности или нецелесообразности использования тех или иных методов (в частности силовых) достижение государством своих геополитических целей, оставляя в стороне моральные нормы. Политика государств на международной арене часто прямо противоречила элементарным нравственным нормам, хотя и прикрывалась ширмой определенных моральных принципов. Война считалась необходимой и естественной формой реализации внешней политики. А через субъективность оценок все попытки разделить войны на справедливые и несправедливые так и не увенчались успехом. По мнению классика политического реализма Г. Моргентау, «реализм исходит из того, что всеобъемлющие нравственные принципы неприемлемы относительно действий государств в их абстрактно-универсальном формулировке». Прагматичный реализм, направленный на обеспечение ге-ополитичних интересов государства, часто, особенно в современную эпоху, маскируется официально провозглашаемыми идеалистическими лозунгами, высокими моральными принципами справедливости, защиты добра, прав и свобод человека и т.д. Однако реальная геополитика государства, как правило, направлена ​​на достижение только своей выгоды, получения определенных преимуществ перед конкурентами, обеспечение собственных национальных интересов, часто за счет других государств.

Идеальный мировой порядок должен быть построен на основе принципов и норм общечеловеческой морали. Однако спорным является вопрос о существовании единой общечеловеческой морали. С одной стороны, в различных цивилизаций резко отличаются моральные основы существования общества, взаимодействия между людьми, между человеком и обществом и т.д., а с другой, представления о высоких моральных ценностях добра, справедливости, чести, совести, любви у народов разных цивилизаций в значительной мере схожи.

Высокие общечеловеческие ценности отражены в Уставе ООН: всеобщий мир и безопасность, дружеские отношения на основе принципов равноправия и самоопределения, мирное сотрудничество, справедливость в международных отношениях. Бесспорно, каждому народу на Земле и каждому человеку должно быть обеспечено право на жизнь, свободу, мир и стремление к счастью. Человеческая жизнь должна быть признано высшей ценностью. Каждому должны быть гарантированы условия для гармоничного развития личности.

Международная мораль — это совокупность моральных принципов и норм, регулирующих систему международных отношений. В ее основу должны быть положены общечеловеческие элементарные принципы и нормы. Поэтому международная мораль должна быть общечеловеческой социальной ценностью или, иначе говоря, системой ценностей, выражающая важнейшие интересы всех государств и народов. Основной ее задачей является обеспечение общих интересов государств и народов, а вместе с тем и защита интересов каждого народа и государства, независимо от ее мощи и уровня развития. В наиболее сложных обстоятельствах, при отсутствии политического и правового регулирования, именно нормы морали могут быть или не единственными ориентирами поведения государств.

В процессе развития международного сотрудничества производятся общие моральные принципы как основные, фундаментальные представления о том, какой должна быть поведение государств на международной арене, и моральные нормы как конкретные правила этого поведения. Сознательное формулировки моральных норм должно осуществляться совместными и индивидуальными усилиями государств, международных организаций, мировым общественным мнением, которое является носителем общечеловеческой морали, влияет на все остальные виды морали и, в свою очередь, испытывает влияние с их стороны. Основными принципами современной международной морали — категоричными нравственными императивами — есть мир, гуманизм, равенство, справедливость, ненасилие.

Мораль в своих принципах и нормах содержит модели необходимого поведения государств, которые определяются характером интересов и их соотношением. Поэтому изменения в международных отношениях влияют и на содержание моральных норм [2]. Выражая прогрессивные интересы всего человечества, всех стран, нормы международной морали должны быть закреплены в международном праве.

Однако даже универсальные принципы международного права могут в отдельных случаях противоречить друг другу. Например, среди универсальных принципов международного права — равноправие и самоопределение народов может противоречить другому принципу — территориальной целостности государства. В историческом контексте речь шла прежде всего о борьбе колониальных народов за самоопределение. Однако в некоторых многонациональных государствах (Российская Федерация, Индия, Индонезия, Нигерия и др.), стремящиеся сохранить свою территориальную целостность, те или иные народы также требуют реализации права на самоопределение и создание собственных государств.

Новая международная мораль должна быть направлена ​​на обеспечение всеобщей международной безопасности, которая может быть единственным надежным гарантом национальной безопасности всех государств. Международную мораль предлагается поставить выше, чем национальную: интересы своего государства, своего народа не могут быть выше общечеловеческие, а в случае возникновения конфликта между ними выбор должен быть сделан в пользу общечеловеческих.

Однако в реальном мире общечеловеческие интересы и моральные принципы часто являются ширмой для прикрытия аморальных, эгоистических интересов правящих верхушек ведущих государств, а точнее — их скрытых хозяев, что в действительности царят на большей части мира. Несмотря на официально провозглашенные высокие моральные принципы, реальный мировой порядок далеко не всегда им соответствует. В современном глобализированном мире роль одного-единого полюса геополитической мощи и высшего нравственного авторитета пытаются играть США.

С позиции равноправного справедливого устройства мир не может быть однополярным. Однако с позиции сторонников идеи однополярного мира отсутствие доминирующей державы-империи означать неопределенность траектории развития мира и его регионов, многообразие векторов действия геополитических сил, приведет к многочисленным конфликтам между отдельными актерами. В мире без государства-гегемона, по их мнению, невозможно будет решать глобальные проблемы человечества. Лишь в однополярной-м мире может быть гарантировано порядок, справедливость, сдерживание разрушительных сил. Именно Америка считает себя гарантом международной безопасности, защиты свободной торговли, инвестиций, основным двигателем экономического процветания всего мира. Государство-гегемон, присвоившего мессианские функции, имеет целью обеспечение прочный и предсказуемый порядок в мире, а взамен требует от других государств послушания в их же интересах: «Американская гегемония является единственным надежной защитой международной повестки против краха мира».

США присвоили себе право на установление «безграничной справедливости», на «гуманитарные интервенции» в разные страны земного шара, исходя из своей трактовки норм международной морали. Насаждение в странах различных цивилизаций норм американской демократии, прав и свобод человека, рыночной экономики американского образца имеет свое основание — стремление обеспечить мировое лидерство и контроль над мировой экономикой. Именно эта супердержава присвоила себе глобальное право на окончательную истину, право решать судьбу других государств и народов, оценивать со своих нравственных позиций их поведение на международной арене (как в политическом, так и в экономическом и культурном аспектах), а также и на внутригосударственном уровне. Дж. Буш (старший) провозгласил в начале 90-х годов ХХ в. моральное превосходство и моральную ответственность США за новый мировой порядок.

В интересах США, а точнее тех латентных структур, которые реально властвующих этим государством и многими другими, установление мирового господства. Однако для мировой гегемонии недостаточно военной или экономической надмогутнос-е, необходима моральная легитимность, признается большей частью человечества. Для Легитимности США очень нужен союзник — Европа. Для практической реализации мировой империи возможна трансформация «большой восьмерки» (G-8) в «мировое правительство» с созданием соответствующих институтов. В структуру, способную в определенной степени выполнять функции «мирового правительства», может также трансформироваться ООН, в условиях значительного усиления ее институтов, особенно Совета Безопасности.

Предлагаются и значительно более изощренные сценарии достижения легитимности по сути прозападного мирового порядка, в частности, построения в мире «космополитической социальной демократии».

Для обеспечения мирового господства США и их фактические латентные хозяева стремятся формировать мировое общественное мнение, насаждать свои моральные принципы с помощью подконтрольных им мощных средств массовой информации, охватывающих своим влиянием весь мир.

Соблюдение норм международного права, признание норм международной морали во внешней политике, обеспечении прав и свобод человека является обязательным на практике для всех государств мира, кроме США и их союзников. Такое реальное неравноправие в условиях нынешнего мирового порядка является по сути аморальным.

Ведущие государства, прежде всего США, проводят свою политику на международной арене, исходя из своих прагматических экономических и политических интересов, навязывают всему человечеству такие решения проблем, которые обеспечивают им наибольшую выгоду и наименьшие затраты. Мощнейшие государства имеют и больше прав. Яркой иллюстрацией этого является состав постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Мир и безопасность гарантированы не для всех, поскольку мировой порядок направлен прежде всего на максимальное удовлетворение потребностей в безопасности и мирной жизни «избранных» наиболее развитых государств. Система международной безопасности, предотвращения военных конфликтов, работает в интересах именно ведущих держав. США и их союзникам фактически разрешено нарушать нормы международного права, что, в частности, наглядно проявилось во время несанкционированных ООН военных действий против Сербии в 1999 г. и Ираке в 2003 г. Равноправие государств должно сопровождаться их равной ответственностью за нарушение норм международного права, чего в действительности нет.

Гуманизм, провозглашаемый для всех стран мира, также работает прежде всего в интересах ведущих держав мира. Высокие нравственные идеалы защиты прав и свобод человека используются как прикрытие для расширения сфер геополитического влияния США и их союзников по НАТО, в свою очередь должна обеспечивать хищнические прагматические интересы транснационального капитала. А для такой страны как США нарушения прав и свобод человека (тюрьма «Абу-Грейб», база в Гуантанамо и др.) не влечет за собой наложение каких международных санкций.

Несправедливо, когда обладатели ядерного оружия диктуют свою волю другим государствам мира, присваивают себе право решать, какие государства достойны права развивать ядерную энергетику, а какие — нет. Моральные, духовно-религиозные и культурные ценности западной цивилизации объявляются общечеловеческими, а ценности других цивилизаций в случае их отличия от западных мировые СМИ оценивают критически. Аморально, когда под флагом борьбы с терроризмом США и их натовские союзники сами под благовидным прикрытием фактически осуществляют террористические акции против государств и народов.

Большинство стран мира испытывают на себе аморальность современного мирового порядка, что способствует распространению антизападных и антиамериканских настроений. Усиливается стремление многих государств и народов, особенно Азии и Латинской Америки, развивать свою экономику и проводить внешнюю политику самостоятельно, исходя из своих национальных интересов, а не на основе моральных предписаний, продиктованных западным миром.

Нынешний мировой порядок с доминированием западных государств во главе с США все меньше способен соответствовать современным тенденциям развития политических, экономических, социальных и культурных процессов в мире. Поэтому актуальной задачей является разработка модели нового морального гео-политического порядка, который отвечает современным вызовам и характера нынешних глобальных и региональных процессов.

Мир без угнетения и неравенства — мир равноправных государств, независимо от их военно-политического и экономического потенциала. Современным потребностям развития человечества отвечать мировой порядок, основанный на органичном сочетании интересов различных государств и общечеловеческих интересов — обеспечить мир, социальный прогресс, взаимовыгодное сотрудничество, решение глобальных проблем, по большому счету отвечает истинным национальным интересам каждого государства мира.

Мировой порядок должен быть основан на гармоничном соотношении, с одной стороны, прав и свобод государств и народов, а с другой — обязанностей перед человечеством. Вместе с тем необходимо сохранение национального суверенитета государств как гарантов защиты интересов, прав и свобод своего населения.

За счет дальнейшего совершенствования межправительственного сотрудничества на мировом и региональном уровнях возможно создание системы истинно равноправных отношений на основе общечеловеческих моральных принципов. Справедливый мировой порядок, основанный на подлинном равноправии государств и народов, невозможно без выработки четкого кодекса поведения государств на международной арене. Необходимые приняты всеми государствами действенны, даже жесткие механизмы влияния на государства-в-полотенец этого кодекса. Мировой порядок, бесспорно, должно обеспечиваться преимущественно мирными средствами. Он должен быть построен так, чтобы ведущие государства мира были такими же ответственными за нарушение норм международного права, как и все остальные.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector