Факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность

Уровень конкурентоспособности предприятия в каждый конкретный момент времени определяется собственным воздействием взаимосвязанных и взаимозависимых факторов. Все они действуют одновременно и разнонаправлено, усиливая или ослабляя совокупное результирующее воздействие.

С точки зрения системного подхода наибольшего внимания заслуживает классификация факторов по источникам их происхождения. В соответствии с этим критерием все воздействующие факторы могут быть классифицированы как внешние и внутрисистемные.

Внешние факторы подразделяются на:

—          факторы макросреды функционирования фирмы: демографические, экономические, политические, рыночные, социальные, технологические и международные;

—          факторы микросреды (непосредственное окружение) функционирования фирмы: потребители продукции и услуг, поставщики, конкуренты, деловые партнеры, государственные и муниципальные органы, деловые объединения, ассоциации и другие заинтересованные лица и организации.

Факторы микросреды (непосредственное окружение) функционирования фирмы оказывают на организацию непосредственное влияние, поэтому требуют особого внимания со стороны организации.

Внутренние факторы: маркетинг (ассортимент изделий, рыночные исследования и разработки, эффективный сбыт, реклама и продвижение товаров), человеческие ресурсы (персонал организации), организационная структура, миссия, цели, политика и стратегия организации.

При этом именно внутренняя среда предприятия является той сферой, которая подвержена наиболее активному регулированию со стороны самого предприятия, поэтому управление внутренними факторами позволяет эффективно воздействовать на уровень его конкурентоспособности.

Следующим классификационным признаком является длительность действия факторов. Большинство факторов конкурентоспособности предприятия носят постоянный характер, то есть период их действия сопоставим с периодом функционирования самого предприятия. По этому признаку факторы конкурентоспособности следует подразделить на постоянные, временные, эпизодические.

По характеру возникновения следует различать первичные факторы и производные.

С точки зрения факторно-функционального анализа, воздействие изменения факторов на изменение результирующего показателя проявляется опосредованно через соответствующие функции. По этому признаку все факторы могут быть классифицированы на главные, основные и вспомогательные.

Данные подходы к классификации факторов конкурентоспособности предприятия создают методическую основу для анализа механизма их воздействия, который, должен базироваться на первой из приведенных классификаций.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector