Последний раздел теоретической части посвящен практической стороне повышения конкурентоспособности организации в российских условиях. В целом конкурентоспособность предприятия зависит от общей эффективности его деятельности и определяется совершенством используемых технологий, умелой постановкой маркетинговой службы, действенным менеджментом и рядом других экономических и технических параметров работы фирмы. В частности, поразительные результаты дает наведение элементарного порядка на фирме и, прежде всего:
— восстановление трудовой дисциплины;
— меры по повышению качества продукции;
— эффективное управление ассортиментом товаров (услуг);
— контроль финансовых показателей.
После наведения порядка на фирме можно непосредственно приступить к выбору стратегии конкурентной борьбы:
— первый вариант стратегии состоит в достижении рекордно низких издержек при сравнительно скромных успехах в повышении потребительской ценности товара;
— способность создавать высокую потребительскую ценность – это второй тип конкурентных преимуществ, ради достижения которого можно идти даже на повышение издержек;
— сочетание низких издержек и цен с высокой потребительской ценностью производимой продукции;
— средние уровни как издержек и цен, так и потребительской ценности выпускаемых товаров или услуг .
Итоговым документом разработки стратегии должна стать программа повышения конкурентоспособности организации, в разработке которой должны принимать участие не только топ — менеджеры, но и сотрудники компании