Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, проводится SWOT-анализ.
SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды). В силу того, что выше проводился анализ хозяйственно – экономической деятельности, факторов внешней и внутренней среды, где описывались сильные и слабые стороны ОАО «Пингвин», его достоинства и недостатки, то нет необходимости снова о них говорить. Перейдем к выявлению открывающихся благоприятных возможностей и потенциальных угроз для ОАО «Пингвин».
Были определены следующие события, которые могут произойти и оказать благоприятное воздействие на деятельность ОАО «Пингвин» (благоприятные возможности):
— благоприятные демографические изменения. Миграция населения в Кемеровскую область, увеличит объем рынка (количество потенциальных покупателей растет), также сюда можно отнести повышение рождаемости, но только в далекой перспективе;
— увеличение уровня доходов населения. Увеличит сумму расходов населения на продукцию ОАО «Пингвин» и, следовательно, возрастет объем продаж и прибыль организации;
— повышение спроса на продукцию ОАО «Пингвин». В случае роста спроса прибыль фирмы увеличится;
— снижение уровня конкуренции. Позволит уменьшить расходы на рекламу, и не снижать цены на товары;
— ухудшение позиций конкурентов. Что приведет к усилению конкурентных позиций ОАО «Пингвин»;
— появление новых технологий производства рыбной продукции. Снизит себестоимость продукции и повысит ее качество, позволит разнообразить ассортимент предлагаемых товаров;
— улучшение качества сырья и снижение его цены. Что позволит не только снизить себестоимость продукции, но и повысить ее качество.
В качестве угроз были определены следующие события, которые могут произойти и оказать негативное воздействие на деятельность организации:
— рост стоимости ресурсов, что повлечет за собой рост себестоимости продукции и снижение прибыли предприятия;
— отказ поставщиков сотрудничать с организацией. Простой производства, затраты времени на поиск новых поставщиков, сбой в поставке товаров потребителям, отнюдь, не приведет к росту прибыли и укреплению имиджа организации;
— покупатели предпочтут товары – конкурентов. Снижение объемов реализации и соответственно прибыли предприятия;
— усиление конкуренции на рынке. Снижение объема производства и реализации продукции;
— выход на рынок новых конкурентов. Может привести к усилению конкуренции и потери части потребителей, уменьшению доли рынка фирмы;
— снижение цены у конкурентов. Может вызвать отток потребителей, либо необходимость также снизить цены;
— изменение вкусов потребителей. Затраты времени и ресурсов организации на приспособление к изменениям во вкусах потребителей, переход к производству и реализации других видов товаров;
— снижение уровней доходов населения. Уменьшится сумма расходов населения на покупку продукции организации;
— рост цен на энергоносители, тарные материалы, рост транспортных тарифов, что незамедлительно отразится на себестоимости продукции и ее цены для потребителей.