Сущность и роль факторинга в современных условиях

Сейчас подавляющее большинство отечественных предприятий оказалась неспособной эффективно управлять дебиторской задолженностью, которая наносит экономический ущерб предприятию-кредитору — деньги теряют свою покупательную способность в результате инфляции, растут убытки от упущенных возможностей, предприятие выплачивает банку процент за кредит, связанный с нехваткой собственных оборотных средств. Как правило, украинские предприятия мало используют общепринятые в мировой практике методы управления дебиторской задолженностью. Управление дебиторской задолженностью сводится лишь к ее учета, что приводит к потере финансовых ресурсов предприятия и уменьшает эффективность управления ими.

Обзор экономической литературы свидетельствует о необходимости уделить большее внимание факторинга как самой эффективной форме рефинансирования в управлении дебиторской задолженностью предприятий. Проблеме факторинга посвящен ряд научных работ. Среди отечественных ученых экономистов, занимавшихся проблемой управления дебиторской задолженностью с помощью факторинга, следует выделить таких авторов как Т. Е. Бе-лялов, Ю. С. Скакальська, Ю. М. Лысенко. Значительный вклад в развитие факторинга внесли такие современные экономисты: Л. Ю. Белоусов, Б. С. Гвоздев, Л. В. Руденко. В их исследованиях раскрыты теоретические и практические аспекты развития факторинга в Украине.

Не разработаны в достаточной степени инструмент факторинга в Украину из-за неоднозначности понимания самой сути факторинга и отсутствия единой законодательной базы по регулированию факторинговых операций, которые осуществляют украинские банки и факторинговые компании.

Цель нашей разведки — подытожить результаты исследования сущности, роли и состояния факторинга в современных условиях в Украине.

Сейчас факторинг — распространенная международная посредническая услуга коммерческих банков. В 60-х годах ХХ века факторинговые операции начали постепенно вытеснять коммерческий кредит на основе векселей. Особенно быстро факторинг развивался в 80-х годах, когда за 10 лет оборот по ним вырос в Италии в 74 раза, в Испании — в 14, Великобритании и Франции — в 7,5 раза. В Украине факторинг впервые был утвержден в новом Гражданском кодексе.

Право банков на этот вид деятельности (приобретение права требования от третьих лиц выполнять обязательства в денежной форме) зафиксировано в Законе «О банках и банковской деятельности в Украине». Использование факторинга на практике еще в 1988 г. начал Промстройбанк СССР. Как эксперимент он создал факторинговые отделы и начал проводить операции. Впоследствии к нему присоединились другие коммерческие банки.

Сейчас факторинг завоевывает каждый раз устойчивые длительные позиции на отечественном денежном рынке. Но далеко не все украинские предприятия используют в управлении уже существующей дебиторской задолженностью факторинг. Это связано прежде всего с тем, что в Украине очень распространена предоплата за товар и слабо развит коммерческий кредит, как высоко рисковый. К тому же, факторинг в современном варианте только начинает появляться на отечественном рынке и возможности этого финансового инструмента пока недостаточно оценен.

Суть факторинга заключается в покупке банком или специализированной факторинговой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассация за определенное вознаграждение. Факторинговая компания покупает у своих клиентов платежные требования к покупателям на условиях немедленной оплаты 80-90% стоимости прямых поставок (за исключением комиссионных), независимо от срока поступления выручки от покупателей.

Несколько иначе подходит к определению этого термина Ю. М. Лысенко. Факторинг — финансовая операция, по которой одна сторона (фактор) передает или обязуется передать денежные средства в распоряжение другой стороны (клиента) за плату, а клиент уступает или обязуется уступить фактору свое право денежного требования к третьему лицу (должнику).

Целью же факторингового обслуживания является немедленное инкассирование средств (или получение их на определенную в факторинговом договоре дату) вне зависимости от платежеспособности плательщика. В нашей стране немедленно, или через 2-3 дня, поставщик получает от факторингового отдела банка определенный процент от суммы требований.

Факторинг может выполнять также и другие функции, в частности покрытием рисков, связанных со своевременным получением оплаты, управлением дебиторской задолженностью клиента, предоставлением консалтинговых услуг фактором владельцу дебиторской задолженности.

Факторинг позволяет поставщику минимизировать риски, связанные с отсрочкой оплаты приобретения товара или услуги, уменьшает необходимость в отвлечении значительных административных ресурсов для получения оплаты от покупателя за поставленные товар или услугу и позволяет поставщику получить средства за свою дебиторскую задолженность.

Схема факторинговой операции довольно проста. После получения документов о поставке товаров (услуг) банк или финансовая компания (фактор), в основном после проверки платежеспособности покупателя, выплачивает своему клиенту, как правило, от 60% до 90% суммы платежа за поставленный товар или стоимости предоставленной услуги. Другие 10-40% суммы долга фактор временно удерживает в связи с принятием риска погашения долга.

Осуществлению факторинговой сделки предшествует серьезная аналитическая работа. Получив заявку от предприятия, факторинговая компания изучает на протяжении 1-2 недель экономическое и финансовое положение потенциального клиента, характер его деловых связей. Если предприятие стало клиентом факторинговой компании, то клиент предоставляет факторинговой компании все счета-фактуры, выставленные на покупателей. По каждому документу клиент должен получить согласие на оплату (по аналогии с акцептом платежных требований). Факторинговая компания изучает все счета-фактуры, определяя платежеспособность покупателей. Это продолжается от 24 часов до 2-3 дней. Факторинговая компания может оплатить счет в момент наступления срока платежа или досрочно. В последнем случае она выполняет функции банка, так как досрочное предоставление средств клиенту равноценное выдаче ему кредита. Важнейшей услугой здесь является гарантия платежа клиенту. Эта гарантия охватывает полный объем внутренних и международных операций: факторинговая компания обязана оплатить клиенту все акцептованные счета-фактуры, даже в случае неплатежеспособности должников.

Кроме того, банк определяет максимальную сумму по операциям факторинга, в рамках которой поставка товара или оказание услуг может производиться без риска неполучения платежа. В договоре на осуществление факторинговых операций должен быть указан способ расчета ограничивающей суммы и описаны обстоятельства, при которых факторинговый отдел обязан осуществлять платеж в пользу поставщика.

Когда клиент начинает работать с фактором, у клиента появляется независимый контролер за дебиторской задолженностью. Администрирование дебиторской задолженности фактором, как правило, включает проверку платежной дисциплины должника; мониторинг дебиторской задолженности, управление задолженностью должника и установления лимитов финансирования дебиторов.

В стоимость факторинговых услуг включается плата за обслуживание (комиссия) и плата за предоставленные в кредит средства. Плата за обслуживание взимается за освобождение от необходимости вести учет, за страхование от появления сомнительных долгов и рассчитывается как определенный процент от суммы ра-хункив-фактур. Размер этой платы может варьироваться в зависимости от масштабов производственной деятельности поставщика и надежности его контрактов, а также от экспертной оценки факторинговым отделом степени риска неплатежа и сложности взыскании средств с покупателей; в среднем на отечественном рынке комиссия установилась на уровне 0,5-3% от стоимости счетов-фактур. Однако коммерческие банки определяют размер платы по договоренности с конкретным клиентом по каждому договору, поэтому ставка платы за обслуживание может оказаться и выше (5% и более). Размер платы за обслуживание может определяться не только в процентах от суммы платежных требований, но и путем установления фиксированной суммы.

Существует ряд причин, по которым факторинговом отдела невыгодно предварительно оплачивать полную стоимость долговых обязательств. Прежде всего, возможные спорные моменты и ошибки в счетах. Если поставщик прекращает свою деятельность или по любым причинам нарушает условия факторингового договора, то факторинговый отдел не имеет иного страхового покрытия предварительно оплаченных сумм, кроме самих платежных требований. То есть разница 10-20% стоимости счетов-фактур нужна для того, чтобы при необходимости можно было компенсировать предварительно оплаченные суммы. Это вполне соответствует факторинговой практике стран с развитой рыночной экономикой.

Итак, факторинг — это особенно выгодно для предприятий мелкого и среднего бизнеса форма финансирования, позволяющая руководству и работникам сконцентрироваться на производственных проблемах и максимизации прибыли, ускоряет получение большей части платежей, гарантирует полное погашение задолженности и снижает затраты по ведению счетов. Факторинг дает гарантию платежа и спасает поставщиков от необходимости брать дополнительные и очень дорогие кредиты в банке. Все это благоприятно влияет на финансовое положение предприятий.

Однако не следует считать факторинг панацеей от всех проблем с дебиторской задолженностью, например, ни один банк не возьмет на обслуживание просроченную или безнадежную дебиторскую задолженность. Обычно банки требуют, чтобы с покупателем продукции существовали постоянные связи, т.е. обслуживают только надежных и проверенных дебиторов.

Если оценивать отечественный рынок факторинга в целом, то в течение последних двух лет он динамично развивается, возникают новые факторинговые компании, все больше банков предлагают эту услугу. Среди них ОАО «Укрэксимбанк», АБ «Факториал-Банк», АКБ «ТАС — Комер-цбанк» и ряд других.

Итак, факторинг актуален для предприятий, которые:

  • осуществляют поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) с отсрочкой платежа (на условиях товарного кредита) на срок от 15 до 60 дней;
  • стремятся к наращиванию объемов поставок в условиях маркетинговой и технологической готовности, но не имеют достаточного финансирования оборотных средств.


Основными конкурентными преимуществами факторинга для поставщиков являются:

  1. возможность увеличения количества потенциальных покупателей за счет построения эффективной системы продаж в кредит;
  2. возможность увеличения объемов поставок за счет увеличения количества покупателей;
  3. возможность трансформации дебиторской задолженности в денежные средства и достижения, таким образом, баланса денежных потоков, увеличение за счет этого ликвидности и рентабельности поставок;
  4. возможность осуществления оптовых закупок крупных партий товаров и, соответственно, поддержание расширенного ассортимента, за счет наличия оборотных средств, для мгновенного удовлетворения требований покупателей;
  5. улучшение делового имиджа и платежеспособности за возможности проведения своевременных расчетов со своими кредиторами;
  6. укрепление рыночной позиции;
  7. отсутствие залога;
  8. гарантированное отсутствие иммобилизации оборотных средств в дебиторскую задолженность.


Основными конкурентными преимуществами факторинга для покупателей являются:

  1. возможность проведения расчетов с поставщиками с отсрочкой платежа после реализации товара (работ, услуг) конечному потребителю;
  2. возможность пользования товарным кредитом, а потому отсутствие необходимости в кредите банка;
  3. возможность увеличения объемов закупок с отсрочкой платежа.


Основными преимуществами факторинга для банка (фактора) являются:

  • усиление деловых отношений с клиентами через предложение дополнительной конкурентоспособной услуги;
  • дополнительная возможность увеличения клиентской базы за счет привлечения на обслуживание платежеспособных покупателей (дебиторов)
  • поставщика;
  • увеличение ресурсной базы банка за увеличения у поставщиков (клиентов) объемов денежных поступлений на текущие счета в результате увеличения объемов их поставок;
  • диверсификация кредитного риска между покупателями (дебиторами);
  • возможность для банка получить дополнительные источники доходов;
  • уменьшение объемов резервирования по факторингу сравнению с кредитными операциями.


Подытоживая, следует отметить, что этот финансовый инструмент имеет гораздо больше плюсов, чем минусов, особенно это касается торговых предприятий, где вопрос достаточности оборотных средств стоит очень остро. Много таких предприятий решает дилемму, когда хочется привлечь новых покупателей, стимулируя их выгодными условиями товарного кредита и поддерживать уровень оборотных средств на должном уровне. В этой ситуации факторинг — оптимальное решение. Это также касается и крупных производителей, где проблема реализации стоит на первом плане.

Проанализируем препятствия для распространения факторинга в нашей стране. Прежде всего, это неурегулированность законодательной и нормативной базы; в Украине отсутствует единый законодательный акт, который бы регулировал факторинговую деятельность. Введение факторинга затрудняется также и принятой практикой ведения торгово-сбытовых операций, которая предусматривает, как уже упоминалось, подписку и почти полное отсутствие коммерческого кредита. Важную роль играет и осведомленность менеджеров, экономистов и руководителей с факторингом как экономическим инструментом. Именно современная подготовка специалистов и специалистов украинских предприятий должна раскрыть им методы управления предприятием, общепринятым в международной практике, среди которых и факторинг. Кроме того, среди причин недостаточной развитости факторинговых услуг в нашей стране довольно часто отмечают отсутствие экономического анализа расчета, действенного контроля за качеством обслуживания и практического опыта ведения факторинговых операций.

Использование факторинга не только позволяет предприятию избежать кризисных явлений, но и способствовать дальнейшему развитию предприятия, получению больших прибылей и увеличению рыночной стоимости предприятия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector