Проблема книжной формы бытия

Применительно к произведениям М.Ю. Лермонтова проблема книжной формы бытия так или иначе уже попадала в поле зрения исследователей. Упомяну, прежде всего, работы, посвященные анализу поэтики и жанрового своеобразия «Героя нашего времени»: В.А. Недзведский («Герой нашего времени»: становление жанра и смысла), Т.Т. Уразаева («Журнал Печорина». К проблеме «исповедального» в структуре романа), С.В. Савинков (Книжная парадигма в «Герое нашего времени»: Тамань). Диалог с этими концепциями позволяет говорить о важности поставленной проблемы для лермонтоведения.

Очевидно, неслучайно возможность восприятия феноменологии книги происходит в начале XXI века, в эпоху мощных литературных экспериментов с текстом-интертекстом-гипертекстом, эпоху эквилибристики печатного слова, преодоления линейности письма и утверждения виртуальной реальности в писательско-читательской полифонии. Взгляд в сторону классической эстетики как нельзя более актуален, он позволяет осмыслить процесс творческой рефлексии в самом эпицентре культурного символизма и мифологизма, явленного в книге как факте состоявшейся или становящейся авторской судьбы. Несомненно, важна в этом отношении подготовленная почва восприятия творческого процесса в работах М.М. Бахтина, определившего ценностную природу художественного мира произведения, положение в нем автора и героев, формирование читательской позиции. Отметим также работы, специально посвященные проблеме читателя и чтения: М.Л. Гаспаров («Первочтение и перечтение (к тыняновскому понятию сукцессивности стихотворной речи)», концепцию читателя как субъекта творческого процесса Л.В. Чернец и др. Для утверждения диалога  с читателем мало самого факта создания произведения. Произведение нуждается в читательской инициации, через погружение-преображение которого оно является на свет. С подобным отношением к ценности отдельного художественного мира выстраивается композиция данного пособия. Между тем, учитывается контекст всего творчества писателя, что позволяет говорить о гранях формирования художественной картины мира в целом. В начальной главе представлен культурно-литературный контекст, сформировавший символизм и мифологизм книги; центральная часть посвящена лирической картине мира в аспекте представленной проблемы; завершает пособие исследование поэтики «Героя нашего времени» с позиции феноменологии книги и чтения. Финальный блок, ориентированный на самостоятельный анализ лирических произведений М.Ю. Лермонтова, позволяет реализовать творческий потенциал читателя-филолога.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector