планирование, организация, мотивация и контроль

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что полученные в ходе исследования научные результаты теоретически обосновывают необходимость совершенствования методических подходов к управлению инновационной деятельностью в России. Практическая значимость исследования заключается в возможности существенного повышения эффективности управления инновационной деятельностью при использовании разработанной методики формирования и реализации инновационной стратегии и инновационных программ.

Я полностью согласна с авторами статей в том, что сначала нужно разобраться в понятийном аппарате. Авторы считают, что принципиально важно, в первую очередь, проанализировать сами подходы к пониманию термина инновация, так как именно они определяют содержательную сущность принципиальных элементов понятия.

Инновации как системному объекту не присуще не только свойство структурированности, что было продемонстрировано выше, но также и другие общепризнанные важнейшие свойства системы: эмерджентность, гомеостаз, эквифинальность и др. Общепринято относить к инновационным объектам новые технологии и продукты предприятий.

В качестве еще одного аргумента отметим также, что различные направления исследования системности позволили сделать вывод о том, что это свойство природы и свойство деятельности. Поскольку инновация все-таки не является деятельностью, то это также ставит под сомнение заявленную исследователями «системность» инновации. Указанные доводы свидетельствуют, что системный подход к определению понятия инновация не может быть признан соответствующим его природе.

Перейдем к изучению процессного подхода, в рамках которого «инновация — это комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для новой (или лучшего удовлетворения известной) общественной потребности.

Продолжая данную линию рассуждений, отметим, что инновационный процесс имеет и ряд промежуточных итогов — это идея нового продукта, его концепция, пробный образец и др. Это указывает на важность методологического разграничения термина инновация от понятия новация, поскольку последний в отличие от своего «собрата» еще не нашел своего практического применения. Трансформация новации в инновацию происходит лишь в том случае, если она на завершающем этапе инновационного процесса введена оборот и получается потребителем.

Поэтому авторы считают, что организация инновационного процесса отвечает на предприятии за создание и доведение до коммерциализации каждого инновационного проекта, а инновационная деятельность, как более емкое понятие, охватывает всю совокупность протекаемых инновационных процессов на предприятии, координируя и направляя работу сотрудников в каждом из них в соответствии с целями предприятия.

Постоянно работая с научной литературой, посвященной проблемам функционирования и развития, сложных социально-экономических систем, легко убедиться, что ее значительная часть посвящена вопросам управления этими системами. Иначе говоря, уже изначально система управления представляет совокупность неких механизмов, функционирование которых связано с позитивным изменением характеристик предприятия, создавая предпосылки для улучшения его положения в рыночной среде. Однако, это, в свою очередь, означает, что любая система управления ориентирована, прежде всего, на инновационную деятельность. Изложенные аргументы позволяют сформулировать некоторые дополнительные исходные предпосылки настоящего исследования.

Во-первых, любая система управления ориентирована на выполнение следующих функций: планирование, организация, мотивация и контроль. В дальнейшем именно они будут рассматриваться применительно к предмету настоящей работы.

Во-вторых, инновационно-ориентированная социально-экономическая система должна иметь такую организационную структуру, которая способствует осуществлению нововведений и обеспечивает надлежащее:

  • структурную и техническую гибкость;
  • социальную адаптивность и готовность персонала к изменениям;
  • взаимозависимость функций и ресурсов;
  • доступность и эффективность каналов коммуникации.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector