Цель инновационного менеджмента

Представляется достаточно очевидным, что в своей сути инновационная деятельность представляет средство адаптации социально-экономической системы к меняющимся условиям ее функционирования. Такая адаптация необходима, как минимум, для сохранения достигнутого в ретроспективе положения в окружающей среде. Следовательно, у менеджмента организации должно быть четкое представление о том, какого рода изменения необходимо произвести, затем принять решение о масштабах и характере необходимых изменений с учетом имеющихся ресурсных ограничений, и только потом обеспечить осуществление. Это позволяет полагать, что управление инновационной деятельностью организации следует рассматривать как подсистему менеджмента ее основной деятельности, играющую, хотя и существенную, но вторичную роль. Резюмирую все вышеизложенное, автор приходит к следующему выводу: нет никаких серьезных оснований рассматривать менеджмент инновационной деятельности как самостоятельную подсистему управления, имеющую специфические особенности, отличающие её от традиционного управления основной деятельностью организации, поскольку в каждой из своих функций менеджмент решает аналогичные задачи.

Также нужно уделить внимание разработке технологии, определить из каких элементов она должна состоять и как они должны быть связаны в единый алгоритм.

Для развития СЭС (социально-экономическая система) на основе инноваций, по мнению автора, целесообразно использовать комплексный подход, базирующийся на применении инструментария инновационного маркетинга, инновационной политики, инновационного проектирования, инновационного менеджмента и инновационного контроллинга. Технологический прогресс проник и в область управления инновациями.

В данном случае конечной целью является доведение инновации до рынка. Подавляющее большинство изобретений рынком не воспринимаются, даже после многолетних попыток они отторгаются. Поэтому важнейшим и самым первым компонентом алгоритма технологии инноватики является инновационный маркетинг. Он позволяет точно определить интерес к инновациям со стороны разных заинтересованных лиц и не только потребителей.

Маркетинг позволяет организации выявить потребности рынка и создать новые. Рынок в соответствии с предлагаемой моделью делится:

  • на внутренний, который образуют сотрудники организации (внутренние области пересечения),
  • внешний — клиенты организации и потенциальные потребители (средние области пересечения),
  • глобальный — потребители всех товаров и услуг, которым потенциально можно предложить инновацию в качестве товара-заменителя.

Вторым компонентом технологии инноватики является инновационная политика. Она позволяет определить ориентиры и выбрать цели инноватики. Ориентировать процесс на достижение целей одной или нескольких групп. Часто инновации гибнут, поскольку не получают поддержки еще на стадии разработки.

Политика позволяет выработать систему сбалансированных целей учитывающих интересы:

  • внутренние – сотрудников и менеджеров,
  • внешние — акционеров, органов власти,
  • глобальные — государственные, экономические, рыночные и социальные интересы.

Третьим компонентом технологии является проект. После постановки цели необходимо разработать инновационный проект, в котором будет четко прописана стратегия достижения цели. Основа успеха любого проекта – создание инновационной команды, как части социума:

  • внутреннего — персонала организации,
  • внешнего — ближайшего социума,
  • глобального социума

Четвертый компонент инноватики — инновационный менеджмент, который помогает организовать процесс планирования работы всех участников инновационного процесса, четко организовать их деятельность и мотивировать на достижение целей. Менеджмент позволяет реализовать проект, задействуя внутренние и внешние ресурсы:

  • внутренние — персонал, финансы, структуру, культуру,
  • внешние — партнеров по бизнесу, участников кластеров,
  • глобальные — национальные и мировые экономические ресурсы.

Пятый компонент — инновационный контроллинг, призванный контролировать ход инновационного процесса, т. е. прогресс в достижении целей. У каждого компонента технологии своя роль. Таким образом, образуется последовательность: маркетинг – политика – проект – менеджмент. Запараллелить процесс помогает контроллинг.

Для реализации инновационного проекта используется инновационный менеджмент. Менеджмент технология принятия решений. Инновационный менеджмент — технология принятия инновационных решений. Цель инновационного менеджмента — создание гибкой системы управления, постоянно готовой к изменениям на основе лидерства.

В классическом менеджменте принимаются решения, продиктованные желанием ничего не менять и рассчитанные исключительно на одобрение со стороны высшего руководства и подчиненных. Инновационные решения приводят к противоречиям и неодобрению окружающих, поэтому в инновационном менеджменте нужно использовать методы открытого и скрытого управления.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector