Экономическое сотрудничество в Черноморском регионе на примере Украино-Греческих межгосударственных отношений

В конце ХХ в. произошли значительные изменения в политико-экономической построении Европы, повлекшее, в частности, к возникновению ряда субрегиональных структур от Балтийского до Черного морей, которые определенным образом способствовали демонтажу «железного занавеса». К таким структурам входили страны с почти одинаковым «посткоммунистическим» состоянием экономики и политики, что способствовало их дальнейшей интеграции в европейскую среду.

По географическим размещением и благодаря размерам Украины принадлежит одновременно к Центральноевропейского, Черноморского и Восточноевропейского регионов и территориально выполняет соответствующую интегративную функцию, и на уровне каждого из них, и на континенте. Однако, по инерции политического мышления, Украина причисляет только к странам постсоветского пространства. Ее специфическое геостратегическое и гео-политическое положение в контексте глобальных тенденций развития мировых событий требует от украинской стороны взвешенной и дальновидной внешней политики.

Становление и укрепление Украины как политически суверенного и экономически сильного государства является одним из существенных факторов сохранения мира и стабильности в мире, важной предпосылкой его поступательного и бесконфликтного развития.

Через Украину протянулись транзитные пути, жизненно важные для энергетической безопасности Европы. Наше государство продемонстрировало, что может быть важным партнером в сфере обеспечения стабильности на европейском континенте. Хороший тому пример — участие в миротворческих мероприятиях на Балканах.

Учитывая ресурсный, интеллектуальный и промышленный потенциалы, Украина может стать великой европейской страной. Вполне естественной представляется стратегическая перспектива ее интеграции во все европейские структуры. Но так же как другие значительные европейские государства, Украина не может ограничиваться лишь собственными интересами, она имеет также значительную сферу интересов в других регионах мира и прежде всего в соседних странах.

За ограниченности социально-экономических и военно-политических возможностей, а следовательно средств влияния на мировую политику, на нынешнем этапе развития Украины не может рассматриваться как ведущий субъект геополитич-ных процессов Европейского или Евразийского пространств.

Так как субъект геополитики, Украина может реализоваться в мировых подсистемах. В частности, не в европейском регионе в целом, а в его субрегионах. Именно здесь рационально-прагматичная внешняя политика в реализации поставленных задач в соответствии с национальными интересами даст больший эффект, чем идеалистическое стремление сразу подключиться к общеевропейским интеграционным процессам. Иными словами, внешнеполитическая активность и эффективная деятельность Украине в ограниченном определенными рамками субрегиональной системе международных отношений — платформа для посадки в «европейский поезд».

Украина заинтересована в формировании региональной политики в различных сферах международного сотрудничества. Такая политика должна обеспечить стабильную политическую и экономическую безопасность государства за счет расширения международных контактов на всех уровнях, способствовать развитию торговли и производства, поискам перспективных рынков и в целом стимулировать интеграцию Украины в мировое сообщество, увеличивать ее влияние в различных регионах мира. Отношение к Украине со стороны международного сообщества лишь как к вновь географической реальности, которое доминировало в первые годы независимости, постепенно уходит в прошлое благодаря успехам украинской дипломатии. Украина сегодня воспринимают как составляющую нового европейского и мирового порядка.

Изучение новой геополитической ситуации в регионах южного направления, их потенциала, возможностей развития, долгосрочных внешнеполитических ориентаций позволяет Украины определиться относительно соотношения ге-ополитичних сил и проводить последовательную собственную политику. Активная политика в юго-восточном направлении открывает широкие возможности для взаимовыгодной торговли и воплощение масштабных экономических проектов. Для Украины важно также обеспечить себя альтернативными источниками поставок энергоносителей и иметь собственные рынки сбыта продукции.

Благодаря развитию южного вектора внешнеполитической деятельности Украинского общество получит более гибкую конфигурацию внешних ориентаций, вместо существующей биполярной, способствовать прогрессивному развития страны и укрепит ее внутриполитическую стабильность. Итак, южная политика Украины имеет чрезвычайно важное значение для ее национальной безопасности, укрепления государственности и повышения роли страны в международном сообществе.

Следует подчеркнуть, что Украина является важной черноморским государством, южные границы которой составляют часть южного побережья Европы, простирающейся от Гибралтара до Кавказа. О важности именно южного направления свидетельствует внимание государства к Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), тесное сотрудничество в рамках которой может придать новое качество кооперации стран Черноморского региона и способствовать интеграции их в общеевропейские структуры. К тому же ОЧЭС, по нашему убеждению, способна служить связующим звеном между Евросоюзом и новыми перспективными рынками Центральной Азии и Кавказа. Важная составляющая ЧЭС — сочетание ресурсного потенциала бассейна Каспийского моря с промышленным потенциалом стран Центральной и Восточной Европы, экономика которых уже перешла в фазу роста и требует новых перспективных рынков.

Стратегическая политика Украины в южном направлении определяется следующими обстоятельствами.

1. Вследствие разрушения биполярной модели международных отношений создается новая карта геополитической реальности, на которой Украине отводится роль одного из звеньев путей коммуникаций, ведущих с Запада на Восток. Итак, наша страна имеет реальный шанс быть в фокусе одного из центров притяжения новых систем международного общения.

2. Украина как субъект геополитики имеет собственные национальные интересы в странах Балкано-Средиземноморского и Черноморского регионов. Некоторые интересы могут вступать в противоречие с интересами других государств, встречать значительную конкуренцию с их стороны. Поэтому политика нашей страны в данном регионе должна быть мягкой, толерантной, с учетом имеющихся систем международных отношений, но и последовательной в проведении собственных интересов.

3. Украина в решении проблем социально-экономического развития должна опираться прежде всего на собственный потенциал. Утверждение в юго-геоэкономическом пространстве приумножает эти возможности и ускоряет экономическое развитие страны.

4. Создание системы черноморского сотрудничества открывает для Украины перспективы внешнеполитической деятельности, что сказывается как южный вектор-направление. Однако сейчас он еще недостаточно проработан и его основные принципы еще должны сформироваться в политическом сознании украинского общества. Необходимо, чтобы это направление стало одним из главных парадигм внешней ориентации Украины.

5. В геоэкономическом смысле Черноморский регион концентрирует и экономические, и транспортные интересы многих стран, несмотря на их цивилизационную гетерогенность и уровень развития. ЧЭС, имея емкий внутренний рынок со значительным ресурсным и научно-техническим потенциалом, может стать центром торговли между Европой, Ближним Востоком и Азией. Речь идет о создании транс-региональной интеграционной системы сотрудничества. Это первое значительное интеграционное объединение нового, постконфронтационных развития мировой экономики, способное объединить страны с различными политическими и экономическими ориентациями.

6. Украина может иметь влияние в регионе, но это остается пока желаемой возможностью без экономической поддержки и касается не только отношений со странами Юга, но и внешней политики Украины вообще. Страны юго-западного направления занимают важное место в сфере внешнеполитических интересов Украины, подписавшего со многими странами региона полномасштабные межгосударственные договоры. Но период, когда во внешней политике Украины преобладали только дипломатические средства, проходит, поскольку «внешняя политика со слабым тылом не может стать ни действенным фактором региональных отношений, ни эффективным средством защиты национальных интересов. Она не позволяет оптимизировать геополитическую ситуацию и реально укрепить международное положение государства ».

С позиции географического расположения, политического, экономического, безопасности, культурного потенциала Украины занимает чрезвычайно важное место в Черноморском регионе, что приводит потенциально высокую стабилизирующую роль нашей страны в региональных вопросах.

При этом одним из фундаментальных задач Украины является дальнейшее утверждение как мощной региональной державы. Следует подчеркнуть, что эта цель не противоречит, а логично дополняет стратегический курс Украины на европейскую и евроатлантическую интеграцию. Более того, активизация региональной политики Украины, целенаправленное продвижение украинских интересов в рамках региональных группировок, в частности, в рамках Центральноевропейской инициативы (ЦЕИ), ОЧЭС, ГУАМ имеет целью осуществления постепенных шагов в процессах европейской интеграции и способствует широкому привлечению Украины к участию в политических и экономических процессах в Западной Европе.

Быть влиятельным государством в рамках Черноморского и Балкано-Средиземноморского регионов означает для Украины, прежде всего, быть инициатором в развитии широкомасштабного экономического и политического сотрудничества.

Ближайшее стратегически важным на южном направлении регионом для Украины Черноморский. Именно здесь нашем государстве важно укреплять позиции. Без решения проблем этого региона дальнейшее перспективное развитие Балкано-Средиземноморского вектора значительно усложняется.

Принимая во внимание то, что важным направлением внешнеполитической деятельности является обеспечение внешнеэкономических интересов Украины в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в странах Ближнего и Среднего Востока и Африки в сфере диверсификации источников энергосбережения, притока инвестиций, выход отечественных товаропроизводителей на перспективные рынки арабских и африканских государств, значение Черноморского региона, которому, словно в кольце, Украина является соединена с другими регионами мира в контексте решения внешнеполитических задач, только растет.

Черноморский регион расположен в юго-восточной части Европы, где исторически формировалась эллино-византийская цивилизация, что обусловило его православно-христианскую идентификацию. Но регион можно рассматривать как северо-западную периферию исламского мира, который в этой части непосредственно вхо-

дить во взаимодействие с христианством. Еще Геродот описал эти территории как неотъемлемую часть античной Ойкумены, тогда как турецкий путешественник Эвелио Челеби в ХVII в. это пространство рассматривает как целостный исламо-тюркский мир, населенный народами с общими интересами, единой судьбой. Следует заметить, что обе ци-вилизацийни системы развились из общей средиземноморской цивилизации.

Для Украины, по мнению С. Соколенко, причерноморское сотрудничество рассматривается в узком и широком понимании. В узком понимании — это пограничное прибрежное сотрудничестве территорий, непосредственно выходящих к Черному морю и в хозяйственном смысле тесно с ним связаны. Примером такого сотрудничества может быть неправительственная некоммерческая организация Международный Черноморский клуб.

В широком смысле речь идет о включении в черноморского сотрудничества всего пространства Украины. Оно имеет особое значение, поскольку Черноморский регион является для Украины не просто экономическим пространством, а собственным (родным) пространством. И даже только поэтому он попадает в сферу жизненно важных интересов нашего государства.

Идея Черноморского экономического союза отражает особенности национальных и региональных интересов стран региона и не конкурирует с традиционными экономическими структурами, в которые они входят. Различные экономические модели взаимно дополняют друг друга. Формируются новые возможности, которые трудно реализовать в рамках старых структур.

Интересы Украины как морского государства требуют выделять приоритетное значение активизации участия в делах Черноморья, активно развивать и двусторонние и многосторонние отношения с государствами, принадлежащими к нему, а также Балкано-Среди-Средиземноморского региона. Черноморская ориентация Украине прослеживается с глубины веков. Определяя ее, Ю. Липа подчеркивал, что для Украины всегда было целью владения черноморскими берегами, а контроль над крупными реками был приоритетным. География ЧЭС не ограничивается упомянутыми территориями, охватывая широкий простор от Балкан до Центральной Азии, от Балтики до арабских стран. Это свидетельствует о значительном заинтересованность в том, чтобы появилось новое субрегио-нальна система экономического сотрудничества, которая объединяла бы страны Европы, Азии и Северной Африки, несмотря на их циви-глобализационных гетерогенность и разницу в уровне развития.

Насущной необходимостью современности является разработка соответствующей идеологии такого сотрудничества, что, очевидно, не ограничится только экономическими вопросами, но осветит широкий спектр политических, социальных, экологических проблем, в частности безопасности и стабильности в этом пространстве.

Для Украины создание такой системы открывает новые перспективы внешнеполитической деятельности, которые можно обозначить как юго-восточный вектор — направление, которое еще недостаточно развито и основные принципы которого еще предстоит оформить в политическом сознании общества. Необходимо, чтобы это направление стало основным среди внешнеполитических ориентаций государства.

Учета изменений, происходящих изучения новой геополитической ситуации в Юго-Восточной Европе, ее потенциала, путей развития, долгосрочных внешнеполитических ориентаций дает возможность Украине определиться относительно тех или иных геополитических сил и проводить последовательную собственную политику. Активная политика в балканском направлении открывает новые возможности для взаимовыгодной торговли. Важно также иметь собственные рынки сбыта продукции, поскольку этого требует рост экспортной ориентации украинской экономики.

Стремление к установлению стратегического партнерства со стабильными и развитыми государствами, интеграции в европейские структуры является естественным, ведь учитывая собственный потенциал, Украина — большое европейское государство. Расширение международных контактов на всех уровнях содействовать развитию торговли и производства, поиска перспективных рынков, в целом стимулировать интеграцию Украины в европейское пространство, рост ее влияния в различных регионах мира.

Значение Балкан-ских государств в контексте внешнеполитических интересов Украины является чрезвычайно большим. Но реальный ее влияние в регионе пока дело будущего. Достигнутые с помощью дипломатии успехи нужно закрепить совместными действиями экономического характера. Упомянутые аспекты взаимодействия Украины со странами Балканского полуострова лучше поддаются прогнозу, прежде всего за объективности действия экономических законов, которые не зависят от субъективных желаний и действий политиков.

Что касается перспектив развития отношений между Украиной и странами Балканского полуострова, то они достаточно благоприятные, учитывая крайней мере на экономическую ситуацию. Есть достаточно возможностей для восстановления предыдущих взаимовыгодных связей: примерно одинаковый общий технологический уровень в базовых отраслях промышленности, трудности выхода на западные рынки. С углублением интеграционных процессов в рамках Европейского Союза эти возможности, вероятно, будут уменьшаться.

Определение роли и места Украины в этом регионе требует хотя бы краткого обзора узловых проблем, стоящих перед нашим государством при продвижении собственных национальных интересов на Балканах.

Бесспорно, для нашего государства важно укреплять свои позиции в регионе. Но, кроме экономических, есть и другие факторы, прямо или косвенно препятствуют активному налаживанию отношений Украины с балканскими странами (ситуация вокруг экспорта оружия в Македонию, проблема украинских-румынских границ, трудности в двусторонних взаимоотношениях Украины с некоторыми государствами региона и т.д.).

Украина имеет самый высокий в Европе транзитный рейтинг, что создает благоприятные перспективы для широкого вовлечения в схемы двустороннего и многостороннего сотрудничества на указанных линиях взаимодействия в экономической, торговой, транспортной, энергетической сферах. Большой ошибкой было бы не воспользоваться таким шансом, в результате чего можно было бы улучшить экономическую безопасность за счет наращивания ее транзитного потенциала. Следовательно, Украине удалось бы достичь и более сбалансированной системы национальной безопасности и обороны, поскольку все поставщики и потребители транзитного ресурса (включая российским), проходящего по территории нашего государства, были бы в первую очередь заинтересованы в безопасности и стабильности Украины.

Поэтому закономерно, что среди приоритетов внешней политики нашего государства является создание в Черноморском регионе (в широком понимании — включая страны Центральной Европы, Прикаспийского региона и Среднего Востока) пространства стабильности, безопасности и экономического роста. Соответствующая ориентация страны и осуществлены мероприятия определяют ее роль как региональной державы с мощным потенциалом воздействия.

Украина и дальше должна ставить задачи по активизации региональной политики, в частности в структурах регионального и межрегионального сотрудничества, а также путем усиления консультативного механизма по вопросам региональной проблематике с другими государствами ЦВЕ, в том числе, со странами Черного моря и Кавказа. По нашему мнению, для этого существуют все необходимые предпосылки, как внешние, так и внутренние.

В начале третьего тысячелетия перед всеми государствами Балкано-Средиземноморского и Черноморского регионов стоят несколько проблем. В частности, определение путей транспортировки каспийской и российской нефти в Европу. Стратегическое положение Черноморского региона позволяет ему стать уникальным перекрестком путей перемещения ресурсов между Европой и Азией. Понятно, что такой статус требует реального обеспечения региональной стабильности. Ради достижения этой цели необходимо шире развивать отношения между странами региона независимо от направления их политики.

Необходимо совместно выработать единые правила, своеобразную Черноморскую хартию, которая станет составной частью системы европейской и глобальной безопасности. Также необходимо создать механизм реального влияния объединения государств региона на урегулирование внутригосударственных конфликтов. Черноморский регион на протяжении последних 15 лет отличался постоянными вспышками насилия, поэтому реальный механизм оперативного вмешательства миротворческих сил на современном этапе развития Черноморского региона очень нужен. Его государства не должны допустить появления вакуума безопасности в Европе, ведь дестабилизация в Черноморском регионе угрожает миру и стабильности всего мира.

Украина расположена в юго-восточной части Европы, где пересекаются три огромных гео-политические массивы. Евроатлантический, Евразийский и Исламский, создает уникальный цивилизационное пространство, имеющее свои преимущества, но и создает для нее огромные проблемы. Определения геополитических интересов Украины требует учета экономических, политических, военных, духовных интересов различных стран, а также изучение расклада сил в каждом из соседних регионов. Украинское государство имеет давнюю историческую традицию в формировании отношений со странами Черноморского региона. Во времена Киевской Руси стержневой осью всей черноморской геополитики были ее сложные отношения с Византией. Наиболее ярким проявлением этой политики были походы князя Святослава, визит княгини Ольги, первого украинского дипломата, в Константинополь, принятие христианства князем Владимиром и т.д. Не менее важными видятся контакты с современной Грецией.

Как считает профессор Национального института стратегических исследований С. Здиорук, особую роль в формировании партнерских отношений между странами способен играть культурологический фактор. В частности С. Здиорук отмечает, что культурология базируется на ментальности, которая определяет глубинные основы бытования той или иной цивилизации, культуры. I, когда культурологические пласты становятся понятными, открываются широкие возможности для сотрудничества. Высокодуховные верны, как правило, не прибегают к конфликтам. Но церковная и политическая верхушки часто используют положительно ориентирован тривиальный консерватизм широких слоев населения не с лучшими намерениями.

Народы Украины и Греции имеют давние отношения гуманитарного характера, прежде всего, исторические и религиозные. За весь период существования государства на территории современной Украины Найт-лерантниши отношения складывались именно с греками. Постоянные дипломатические посещение, культурологический и религиозный обмен, научно-техническое сотрудничество, совместные экономические проекты — все это является большой базой для более тесного сотрудничества между Украиной и Грецией. Показательно и то, что на территории Украины (в Одессе) размещены святыню греков — дом организации «Филики Этерия», которая начала освободительной борьбе против османского гнета. Упомянутое греки ценят и всегда принимают во внимание в политическом аспекте.

Итак, считаем, что реализация геополитич-ных и геоэкономических намерений нашего государства в Балкано-Средиземноморском и Черноморском регионах возможна только в тесном двустороннем сотрудничестве с Грецией. Этому есть несколько доказательств. Во-первых, заинтересованность в контактах является взаимным, объемы сотрудничества имеют четкую тенденцию к росту и расширению, во-вторых, украинский-греческие контакты положительно влияют на важные процессы внутренней жизни государства, в-третьих, положительный результат украинских-греческой взаимодействия способствует позитивному имиджу Украина в мире.

Среди приоритетных направлений регионального сотрудничества Украины и Греции в Средиземноморье можно выделить реализацию совместных инфраструктурных проектов через Черноморский Банк торговли и развития (ЧБТР); сооружение сетей транспортировки нефти и природного газа; развитие инфраструктуры транс-европейских транспортных коридоров, морских и воздушных портов; совместную реализацию телекоммуникационных проектов с использованием новейших технологий и т.д.

Греция является единственной балканской страной, входящей одновременно в состав таких влиятельных организаций, как ЕС, НАТО, ОЧЭС, что позволяет аккумулировать дополнительные финансовые ресурсы для осуществления совместных региональных проектов и обеспечения политического влияния на ход событий на Балканах.

Рассматривая Балканский регион как приоритетный во внешней политике и перспективен с точки зрения расширения своего экономического влияния, Греция разработала План участия в реконструкции Балкан, который предусматривает активное вовлечение как греческих промышленных корпораций, так и тендера участия иностранных фирм и компаний, не исключает возможного привлечения украинским строителей и промышленников, в частности, к строительству и реконструкции дорог, туннелей, портовых и прибрежных сооружений (водорезов) как субподрядчиков. С целью координации проведения восста-тельных работ в странах Балканского региона основано, со штаб-квартирой в г. Салоники, Агентство по вопросам реконструкции Балкан, с последующим его возможным превращением (согласно планам греческой стороны) в центр экономического развития и реконструкции других стран Юго -Восточной Европы.

Весомыми факторами, которые учитываются Грецией в развитии двусторонних отношений, геополитическое расположение Украины, ее вес в региональных измерениях, предполагаемая миролюбивая и взвешенная внешняя политика, что делает наше государство в глазах греков важным фактором укрепления европейской и региональной безопасности. Учитывая это, а также на отношение к Украине как важного стабилизирующего фактора в Европе, Греция осуществляет курс на развитие всесторонних отношений с нашим государством.

К сожалению, по объективным причинам Украина пока не имеет возможности реализовать в полной мере желаемые намерения к сотрудничеству. Процесс осуществления экономических и социальных реформ, переход к рыночным формам хозяйствования происходит сложно и противоречиво. Однако Украина интересует многих зарубежных партнеров и Грецию в частности, как индустриально-аграрное государство, обладающее комплексом отраслей тяжелой, пищевой, легкой промышленности, многоотраслевым сельским хозяйством, большой строительной индустрией и современной транспортной сетью. Украина также выгодно отличается как государство, обладающее многими полезными ископаемыми, такими, как уголь, нефть и газ, железная и марганцевая руды, руды цветных и редких металлов.

Украина и Греция сегодня — два потенциально важные партнеры, их национальная экономика во многом взаимодополняют друг друга и не конкурирует на внешнем рынке. Взаимовыгодному партнерству способствует наличие удобного морского, воздушного, автомобильного и железнодорожно-транспортного сообщения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector